Израильские геологи установили, что в последние миллион лет направление движения тектонических плит в нашем регионе изменилось, и Голанские высоты теперь медленно «ползут» на запад, в сторону Галилеи. Эти выводы опубликованы в последнем номере журнала Tectonics.
Известно, что по иорданской долине проходит линия тектонического разлома, разделяющего аравийскую и синайскую плиты. Ранее считалось, что аравийская плита на протяжении 20 миллионов лет скользит в северо-восточной направлении, удаляясь от синайской, — расстояние между столицами Израиля и Иордании увеличивается на несколько десятых долей миллиметра в год. Однако исследование израильских геологов рисует другую картину: около миллиона лет назад направление тектонических сдвигов к северу от Кинерета изменилось, и теперь Голаны надвигаются на Галилею — Кацрин потихоньку приближается к Кирьят-Шмоне.
Геологи подчеркивают, что Кирьят-Шмона находится в очень сейсмоопасной зоне. «Город стоит на очень мягкой почве, под которым находится очень твердая базальтовая плита, и нам известно, что такая структура очень опасна при землетрясении», — заявил журналистам доктор Рам Вайнбергер из Института геологии.
В случае сильного землетрясения городу угрожают не только непосредственно подземные толчки, но и нависающие над ним скалы: огромные камни могут обрушиться вниз, прямо на город. К такому выводу пришли ученые из Тель-Авивского университета: изучив материалы аэрофотосъемки сороковых годов, они обнаружили, что некоторые из каменных глыб, ныне лежащих у подножия Манары, шестьдесят лет назад находились наверху.
Авторы исследования предлагают заблаговременно принять меры по защите города от угрозы камнепада. Лучшей защитой, по их мнению, станет насаждение леса на горе Манара — лесная полоса эффективно затормозит падающие глыбы.
Впрочем, не все геологи согласны с тем, что самым сейсмоопасным районом Израиля сейчас является именно зона разлома между Верхней Галилеей и Голанами. Некоторые эксперты полагают, что риск выше всего как раз в центральных районах страны, где на протяжении последних веков подземных толчков не было: история свидетельствует, что особенно разрушительные землетрясения, как правило, происходят именно после долгого затишья, а не там, где «трясет» более или менее регулярно.