Итоги деятельности Государственной геологической службы Украины за 2001 год

Завершается 2001 год. О том, насколько плодотворным он был для работников геологоразведочной отрасли, мы беседуем с председателем Государственного департамента геологии и использования недр Дмитрием Гурским.

Дмитрий Сергеевич! Начнем, наверное, с того, что больше всего интересует работников геологоразведочной отрасли. На заседании Кабинета Министров наконец приняли долгожданное постановление о предоставлении Департаменту геологии и использования недр статуса государственного. Как вы оцениваете этот шаг?
Гурский Дмитрий Сергеевич Постановление готовилось очень долго, со времени принятия 4 ноября 1999 года Закона Украины “О Государственной геологической службе”. И после этого было также подписано несколько указов Президента Украины об административной реформе. То есть де-юре Государственная геологическая служба уже существует больше двух лет.
    Кстати, все развитые страны мира, страны с развитой минерально-сырьевой базой имеют государственные геологические службы, которые входят в состав соответствующих министерств, таких как наше Министерство экологии и природных ресурсов, – Министерства индустрии или Министерства энергетики (в разных странах по-разному) – как правительственные органы государственного управления.
    Де-факто становление Государственной геологической службы состоялось позавчера на расширенном заседании Кабинета Министров Украины. То есть правительство поддержало государственнические позиции Государственной геологической службы. Потому что, скажем так, дальнейшее пребывание геологической службы без какого-либо статуса было невозможно. Тем более, что мы имеем довольно-таки мощную минерально-сырьевую базу – 7,5 триллиона американских долларов, по оценкам отечественных специалистов, или 11,5 – по оценкам специалистов США, Канады, Австралии и др.

Что изменится в деятельности обыкновенных геологоразведчиков, в работе геологических предприятий с повышением статуса Департамента геологии и использования недр?
    Конечно, изменения будут. Сегодня в геологической службе Украины – 46 предприятий различных форм собственности, разных министерств и ведомств, которые методически, методологически, технически и технологически подчинены Государственной геологической службе Украины. Повышение ее статуса даст возможность принимать более оперативные, гибкие, оптимально разумные решения через механизм реализации сотрудничества со всеми этими предприятиями. Нас ожидает принятие и отработка механизма этого сотрудничества, чтобы минерально-сырьевая база работала на насущные нужды экономики Украины.
    И изменения не заставят себя ждать. Потому что за последние два года оперативности в принятии управленческих решений просто не было.

Изменится ли структура (теперь уже Государственного) Департамента геологии и использования недр?
    Да, она должна меняться под новые функции Государственной геологической службы, Государственного департамента геологии. И нужно постоянно работать над усовершенствованием законодательной, нормативно-правовой, нормативно-методической, методологической баз, организационного становления геологоразведочных работ на территории нашего государства, ну и, конечно, надежного финансово-экономического обеспечения.

Кстати, о финансово-экономическом обеспечении. За последние полгода-год было много упреков со стороны руководства геологических предприятий на недостаточность государственных расходов и задержку финансирования. Улучшится ли оно в следующем году в связи с тем, что Департамент теперь – орган государственного управления?
    Скажем так: если сравнить с 1990 годом, то финансирование сильно ухудшилось. А если сравнить с 1994–1999 годами – оно улучшилось. И геологи почувствовали это на себе. Потому что уже два года геологи работают в поле. А до этого, к сожалению, некоторые уже и забыли, что это такое.
    Если в прошлом году геологическая служба получила 308 миллионов гривень под наиболее важные задания и потребности, то в этом году положение несколько ухудшилось. Причина этому – нехватка средств на геологоразведочные работы, недопополнение бюджета. Это ощутимо. Где-то на 67,1 % наполнен наш специальный фонд. Но все-таки это не такая маленькая сумма, какая была в позапрошлом году, – 250 млн. гривень.

Так можно ли надеяться, что суммы расходов на развитие геологической службы будут расти?
    Я надеюсь. Потому что идет планомерная, я бы сказал, “воспитательная” работа с горнодобывающими и горноперерабатывающими предприятиями. Ведь открывать месторождения, расширять минерально-сырьевую базу можно только за счет отчислений на геологоразведочные работы в специальный фонд бюджета.

На последнем расширенном заседании Кабинета Министров Украины была рассмотрена и утверждена “Общегосударственная программа развития минерально-сырьевой базы на период до 2010 года”. Как вы оцениваете одобрение этого документа правительством?
    Несколько слов я хотел бы сказать о самой программе. О том, почему она называется общегосударственной. Во-первых, где-то в 1998 году было самое большое падение в функционировании минерально-сырьевого комплекса и минерально-сырьевого продукта. И если в 1990 году мы имели по 96 видам полезных ископаемых выпуск минерально-сырьевого продукта на уровне 20,1 млрд. долларов по стране (при этом экспорт составлял 9,7 млрд. долларов, а импорт – 6,8 млрд. долларов), то в 1998 году эти показатели резко изменились в худшую сторону. В 1998 году выпуск минерально-сырьевого продукта составил 8,7 млрд. долларов, то есть наблюдаем резкое уменьшение объемов. До 2 млрд. долларов мы снизили экспорт, потеряли рынки сбыта, в результате чего импорт вырос до 7,6 млрд. долларов.
    В прошлом же году минерально-сырьевой комплекс произвел минерально-сырьевого продукта на сумму 17,5 млрд. долларов (увеличился экспорт – до 5,3 млрд. долларов – и немного возрос импорт). В целом продукция минерально-сырьевого комплекса составляет где-то около 40 % валового национального продукта Украины: это около 60 % наполнения государственного бюджета, 63 % валютных поступлений в государственную казну. Так, за 10 месяцев 2001 года на минерально-сырьевой комплекс приходится 67 % от всех валютных поступлений.
    Общегосударственная программа развития минерально-сырьевой базы на период до 2010 года сориентирована на наиболее насущные нужды минерально-сырьевого комплекса нашего государства, в частности на такие стратегически важные секторы, как топливно-энергетический (а это и нефть, и уголь, и уран, и другие полезные ископаемые), горно-металлургический, горно-химический и др. В этой программе учитываются, еще раз повторю, только самые насущные потребности разных отраслей экономики государства.
    Данная программа – это стратегия надежного обеспечения минерально-сырьевого комплекса государства, а значит, и обустройства государства в целом.

На решение каких еще актуальных проблем обращали внимание геологоразведчики в прошлом году, и вообще какие итоги деятельности государственной геологической службы за 2001 год?
    Кроме решения повседневных организационных, методических, финансово-экономических и других проблем, мы работаем на расширение минерально-сырьевой базы государства. Могу с гордостью сказать, что государственный контракт по всем полезным ископаемым – и традиционным, и новым, нетрадиционным для геологов Украины, – мы выполнили полностью. Это, кстати, впервые за 10 лет независимости! В целом же каких-то очень значительных открытий не было. Разве что Олимпийская структура, где ожидается открытие нефтегазовых месторождений с запасами нефти около 10 млн. тонн и газа около 60 млрд. кубических метров; другие структуры на шельфе Чорного и Азовского морей. А также новые перспективные площади в Восточном регионе, то есть в ДДВ, и перспективные регионы на западе нашей страны. Вообще можно очень долго перечислять достижения, открытия и перспективы прошлого года – и относительно благородных, редких, редкоземельных металлов, и относительно стратегически важных для горно-металлургического комплекса неметаллов… То есть я удовлетворен тем, как работали в прошлом году геологоразведчики, хотя и были какие-то оплошности, конечно, но не хотелось бы о них говорить в период праздников. Ведь это наша повседневная работа.

После Вашего подведения итогов работы геологоразведочной отрасли за прошлый год логичным будет спросить о планах на будущее. Так над решением каких задач на будущее работает Государственная геологическая служба в 2002 году?
    О, планы, как сказал поэт, грандиозные! Прежде всего, начать реализацию очень важной для нашей страны Общегосударственной программы развития минерально-сырьевой базы, о которой мы с вами уже говорили. Во-вторых, открыть крупные и уникальные месторождения по тем видам сырья, которые предусмотрены данной программой для обеспечения как топливно-энергетического и горно-металлургического секторов, так и для новых для экономики Украины секторов редкометаллических, редкоземельных полезных ископаемых. На 2002-й год мы увеличиваем государственный заказ на разведку новых, стратегически важных для Украины, видов полезных ископаемых. Надеюсь, геологам, Государственной геологической службе Украины эти задания, как говорят, по плечу.

Дмитрий Сергеевич! Продолжается период зимних праздников. У Вас есть прекрасный повод поздравить своих коллег.
    Уважаемые мои коллеги! Дорогие мои друзья! Нелегким выдался этот год для всех нас, для Государственной геологической службы Украины. Но я благодарю всех вас. Мы со своими заданиями, возложенными на нас государством, важными заданиями для экономики страны, справились. Я хотел бы всех вас поздравить с Новым годом, пожелать вам, многоуважаемые мои коллеги, дорогие друзья, прежде всего здоровья и благополучия вам и вашим семьям. Новых открытий для укрепления минерально-сырьевой базы Украины, а значит, и во благо народа Украины, на развитие страны в целом. Геологического вам везения!

Спасибо Вам, Дмитрий Сергеевич, за ответы и от имени работников Службы геологических новостей поздравляю Вас и всех работников Государственной геологической службы с Новым годом и Рождеством.

Яна МАГДА, Служба геологических новостей

    27.12.2001