Россия имеет вековые традиции природопользования, где важнейшая роль принадлежит потреблению минеральных ресурсов. Очевидно, что государственная система образования, являясь фактором экономического и социального прогресса, должна отражать социально-исторические особенности отечественного природопользования и давать учащимся адекватное представление о мире, как это предусмотрено законом «Об образовании».
В начале ХХ века Россия была аграрной страной с 70% сельского населения и богатейшими в мире ресурсами живой природы. Не случайно России принадлежит мировое первенство в создании системы высшего лесного образования. Её отличал комплексный, экологичный, естественно-исторический подход, где объединялись науки, определявшие природопользование того времени. Поэтому студенты лесных вузов царской России изучали геологию, минералогию, кристаллографию. В Петровской земледельческой и лесной академии была кафедра лесоводства и геологии. Складывалась система воспитания экологической и горной культуры, ориентированной на наземное и подземное природопользование, на творческое взаимодействие природы и человека.
Сейчас многое изменилось в нашем Отечестве, но российские школьники к основной науке о своем доме – планете Земля не допускаются, хотя в европейских странах с тысячелетней горной культурой геологические дисциплины в общеобразовательных школах изучаются 5 лет.
В современной России государственным образовательным стандартом в цикле естественнонаучных дисциплин школьного и высшего профессионального образования геология не предусмотрена. Отсутствуют основные положения геологических наук и в недавно утвержденной "Концепции современного естествознания" для студентов-гуманитариев. Вот, кстати, давно высказанное мнение Н. В. Тимофеева-Рессовского, ученого с мировым именем:
"Я считаю большой бедой и глупостью, что уже давно кончают десятки тысяч нашей молодежи биофаки различные, не имея даже отдаленного представления о геологии. Этим самым значительная часть эволюционной биологии теряет конкретный смысл. Ну и палеонтологию, конечно, сейчас тоже биологи не изучают. Алексей Петрович Павлов каждый год группу студентов с общего практикума уводил на экскурсии в Подмосковье. Нам, не геологам, показывали, как выглядит геология в поле. Это тоже очень важно."
Примитивное понимание геологии как средства недропользования аналогично восприятию леса в виде источника дров. В первую очередь геологию следует рассматривать в качестве научной основы оптимизации природопользования. Добыча энергоресурсов и горно-добывающее производство обеспечивают большую часть валютной выручки и значительную долю доходов бюджета России, экономика которой полностью зависима от минерально-сырьевого потенциала – полезных ископаемых. А на геологию, благодаря которой государство владеет минеральными ресурсами, у Минобразования часов не хватает.
Отсутствие геологических учебных курсов в школьном образовании приводит к ухудшению качества преподавания других естественнонаучных дисциплин. Когда фрагменты геологического знания произвольно включаются в курсы биологии, географии, природоведения, нарушая целостность, логику, систематику и ассоциативные связи, это резко ухудшает восприятие и усвоение учебного материала.
Статья 14 закона "Об образовании" определяет следующие требования к содержанию образования: "1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса и должно быть ориентировано на… развитие общества. 2. Содержание образования должно обеспечивать… формирование у обучающегося адекватной… картины мира".
Ущербное образование в части природопользования не может служить фактором социального прогресса и развития общества, оно противоречит "Государственной концепции перехода РФ к устойчивому развитию", закону "Об образовании", и совершенно противоестественно в России, благосостояние и проблемы социально-экономического развития которой, определяются добычей и использованием минеральных ресурсов. Поэтому в системе государственного российского образования необходимо восстановить преподавание геологии.
Одновременно необходимо реформировать концепцию экологического образования. В образовательных стандартах экологических дисциплин, ориентированных на социальную безопасность, не оказалось ни антропогенных изменений природной среды, ни приоритетных экологических проблем, ни экологических катастроф. За пределами такого подхода к образованию остался сам предмет исследования – планета Земля, геологическое тело из горных пород и минералов, единственная и неповторимая в обозримых просторах Вселенной. В этом доме человечества условия проживания и среда обитания созданы минеральными образованиями – водой, воздухом, горными породами, металлами. История Земли – это хронология глобальных геологических процессов в виде деятельности вулканов, землетрясений, морских трансгресcий, горообразований, развития биосферы – геологической оболочки планеты, где минералы и горные породы обеспечивают основу природопользования.
Принятая Концепция экологического образования России не отразила ни вклад отечественных ученых, ни гносеологические корни науки, ни приоритетные экопроблемы, ни историю природопользования страны, ни ведущую историческую роль минеральных ресурсов в социальном развитии. Самое главное, ущербная концепция экологии и созданные на ее основе образовательные программы и учебники не имеют воспитательного значения, сводя экологическое образование к изучению проблемы биоразнообразия.
В такой экологии не нашлось места и экологическому краеведению, которое можно определить как региональную историческую экологию и культурологию краеведческого характера. Краеведение всегда было частью природопользования "населенных мест", как говорили в старину. Для того чтобы пользоваться природой, природными ресурсами, надо иметь местное, краевое знание, которое существует на Земле так же давно, как человек. Именно краеведение соединяет экологическое знание о мировом доме Природы, о глобальных проблемах, с каждым человеком и его собственным домом.
Краеведение – основа национального самосознания, интеллекта и интеллигентности нации, основа национальной культуры и исторической памяти общества. Краеведение служит эколого-культурной основой гармонизации личности и средством нравственно-патриотического воспитания человека в своем Отечестве. Характерным для ряда современных школьных учебников и программ с грифом Минобразования является наличие информации о зарубежных исследователях – от Коперника до космонавта Армстронга, при полном забвении имен Вернадского, Докучаева, Гагарина…
По-видимому, целесообразно вернуться к преподаванию естественных наук в системе натуральной истории, которая адекватно отражает организованность и развитие живой и минеральной природы, где концептуальное взаимодействие биосферного экологического знания и геологии должно стать стержнем образовательной системы и средством нравственного воспитания.
Образовательная картина мира должна быть целостной и ориентироваться на объективную данность природы, как основы всего сущего в мире и гаранта будущего. Образовательная система должна отражать природопользование наземной и подземной природы, так же как лист бумаги, изготовленный из древесины и глины, дает пример взаимодействия ресурсов растительного и минерального миров. В сложившейся ситуации целесообразно активизировать работу по повышению качества образования с участием профессиональных геологов и экологов.
Е. А. Козловский, вице-президент РАЕН, профессор
Н. В. Демин, профессор
В. Л. Зверев, канд. геол.-мин. наук