Иран в сентябре может разорвать контракт на разработку нефтяного месторождения Азадеган, подписанный в феврале 2004 году с Японией, и заключить соглашение о сотрудничестве в добыче энергоносителей с Китаем.
Как сообщило агентство Киодо со ссылкой на руководство иранской компании Petroleum Engineering & Development, согласно контракту, для начала реализации проекта отводилось два с половиной года, «по истечению которых контракт становится автоматически недействительным».
Управляющий директор компании Медхи Базаарган исключил возможность продления срока его действия. «Мы уже думали об этом, – сказал он в интервью агентству. – Возможность продления срока действия в контракте не записана».
По словам директора, у Ирана нет «выработанной стратегии на случай выхода Японии из проекта», однако он не исключил возможность создания совместного предприятия иранско-китайского по разработке азадеганского месторождения, считающегося одним из крупнейших в мире с запасами нефти в 26 млрд баррелей. «Разумеется, мы воспользуемся теми возможностями, которые есть на международном рынке», – заявил М. Базаргаан.
Японская государственная нефтяная компания Impex планировала начать добычу нефти в 2007 году с ежедневным объемом более 400 тыс. баррелей в день, однако проект стоимостью 2 млрд долл., так и остался нереализованным, поскольку, по объяснению японской стороны, «Иран не убрал окружающие месторождение минные поля».
Токио не изменил своего отношения к важности проекта. По словам генерального секретаря кабинета министром Синдзо Абэ, «мы намерены продолжать запланированные действия в соответствии с контрактом».
По мнению некоторых японских политологов, задержки в реализации проекта могли быть вызваны давлением, оказываемым Вашингтоном на Японию с целью максимально изолировать Иран и лишить его дополнительных источников дохода. В высказываниях американских официальных лиц нередко звучат слова о необходимости для Японии пересмотреть свою торговую политику в отношении Ирана
С другой стороны, сам Иран хочет, чтобы Китай импортировал больше иранского нефти и газа, чем Япония. Как заявлял ранее министр нефтяной промышленности Ирана Виджан Намдар Зангане: «По историческим причинам Япония является главным импортером наших энергоносителей, однако теперь мы хотели бы отдать приоритет в их экспорте Китаю».