Ирак. Правительство приглашает нефтегазовые компании к участию в разработке УВ богатств страны

Правительство Ирака приглашает ведущие мультинациональные нефтегазовые компании к участию в разработке углеводородных богатств страны, хотя важнейший закон о разделении доходов от продажи нефти и регулирования нефтяной отрасли еще не принят.

По мнению министра нефти Ирака Хусейна Ал-Шахристани (Hussain Shahristani), несмотря на всю заинтересованность США в продвижении данного законодательства, вряд ли оно будет одобрено парламентом в обозримом будущем. Поэтому, как он заявил в интервью Financial Times, правительство Ирака намерено начать реализацию собственного плана по поднятию объемов добычи нефти с текущих 2,5 млн. баррелей в день до 6 млн. баррелей ежедневно в течение пяти лет.

Во время своего интервью в рамках лондонской конференции, министр нефти Ирака сообщил, что основные международные нефтяные компании уже регистрируются, чтобы пройти квалификацию на участие в основном конкурсе. Предварительная регистрация на участие в конкурсе по распределению лицензий завершится уже 18 февраля. Таким образом, уже в следующем году данный процесс завершится началом работ по разработки новых месторождений по всей стране.

До сих пор нефтяные гиганты воздерживались от активной работы в Ираке из-за разгула терроризма и нестабильности, а также отсутствия необходимых законодательных норм. Впрочем, желание не отстать от участия в столь масштабных разработках уже подталкивает их подавать заявки на предварительную квалификацию. По сути, Ирак остается одной из немногих стран, где нефтяные запасы остаются почти неразработанными, а их объем оценивается третьим в мире. Более того, добыча нефти в Ираке отличается низкой себестоимостью.

Однако вряд ли можно предположить, что нефтяные гиганты сразу пойдут на масштабные финансовые вливания без прояснения ситуации в области законодательства, а также улучшения в области безопасности. Глава компании Royal Dutch Shell (RDS-B) Йерун Ван дер Веер (Jeroen van der Veer) подтвердил заинтересованность компании в иракских проектах, но также выразил и озабоченность законодательной неопределенностью. “Мы участвуем в соревновании, если так можно сказать, мы хотели бы работать в Ираке, но нефтяной закон еще не ратифицирован, поэтому мы пока не знаем условий, – заявил он неделей ранее. – Мы хотели бы знать правила игры”.

Пока нефтяные гиганты приглядываются к будущим возможностям, они склонны в большей степени оказывать техническую поддержку существующим проектам. В текущем году они планируют поднять объемы добычи на ряде месторождений на 500 тыс. баррелей в день. При этом участие в данных проектах не требует развертывание значительного персонала, а лишь предусматривают техническое и управленческое содействие. В настоящее время в Ираке присутствуют такие лидеры мировой нефтедобывающей отрасли, как Royal Dutch Shell и BP PLC (BP), а также американские гиганты Exxon Mobil (XOM) и Chevron. Кроме того в Ираке работает французская нефтегазовая компания Total Sa (TOT).

Ал-Шахристани подчеркнул, что конкретные условия долговременных контрактов еще не согласованы, но правительство работает над вариантами. По его словам, рамочные соглашения будут предусматривать компенсации за предоставление технологий и финансовые ресурсы, но право собственности и контроль будут оставаться за правительством Ирака.

По мнению Financial Times, стремление коллег Ал-Шахристани к предоставлению контрактов без принятия нефтяного закона отражает беспокойства центрального правительства, которые связаны с действиями регионального курдского самоуправления, стремящегося получить больше независимости в области нефтяной политики. Подобная позиция региональных властей стала одной из причин затягивания принятия нефтяного закона парламентом Ирака. Сам кабинет министров одобрил закон более года назад, но уже в течение многих месяцев не может сдвинуть с мертвой точки процесс одобрения его в законодательном органе.

Однако курдское региональное правительство смогло заручиться поддержкой местного парламента и начало раздавать контракты на разработку, что вызвало резко негативную реакцию в центральном правительстве. В частности, Ал-Шахристани заявил, что подобные контракты не имеют законной силы, а компании, которые их подписывают, могут обнаружить себя в черных списках, что станет для них препятствием в дальнейшем участии в разработке нефтяных богатств Ирака.

Ал-Шахристани отверг предположение, что решение правительства по началу процесса привлечения нефтяных компаний каким-то образом связано с желанием оказать давление на курдов. “Ирак потерял десятилетия возможностей, а мы потеряли целый год, обсуждая нефтяной закон, – подчеркнул он. – Теперь правительство приняло решение более не медлить с процессом разработки месторождений. Мы делаем это ради граждан Ирака”.

«К2Капитал»