Федеральное агентство по недропользованию можно образно назвать главным казначеем подземных богатств страны. Ведь именно оно организует поиск, учет минеральных ресурсов, доверяет их извлечение из недр горнодобывающим предприятиям и тем самым обеспечивает благосостояние России.Мы попросили Руководителя Федерального агентства по недропользованию Анатолия ЛЕДОВСКИХ рассказать нашим читателям о насущных заботах возглавляемого им ведомства. И вот что он нам рассказал:
– Всем известно, что наша страна – богатейшая кладовая природных ресурсов, ведущий производитель минерально-сырьевой продукции. Давайте напомним читателям, чем сегодня располагает Россия?
– В недрах России сосредоточены 30% мировых запасов природного газа, 50% алмазов, 25% запасов никеля, 17% олова, почти 10% запасов нефти. На территории Российской Федерации обнаружены залежи практически всех известных человечеству видов полезных ископаемых.
Россия является крупнейшим производителем и экспортером продукции минерально-сырьевого комплекса, объем ее реализации на мировых рынках – более 150 миллиардов долларов США. Две трети российского экспорта (70%) приходится на минерально-сырьевой комплекс. В структуре ресурсного экспорта углеводородное сырье составляет 77%, остальное приходится на твердые полезные ископаемые, среди которых наибольший доход приносят алюминий, никель, уран, платиноиды, железные руды.
– Федеральное агентство по недропользованию образовано летом прошлого года. А какие полномочия оно осуществляет?
– В пределах определенных законом и актами Президента и правительства России наше агентство осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, образно говоря, той самой подземной кладовой в которой и содержатся все сырьевые богатства. Агентство по недропользованию организует государственное геологическое изучение недр, проводит экспертизу проектов геологического изучения недр, геолого-экономическую и стоимостную оценку месторождений полезных ископаемых и участков недр.
– В последнее время много говорится о том, что отработка уже известных месторождений ведется быстрыми темпами, а вот поиск новых залежей практически не производится. Как будет исправляться это положение?
– Более чем десятилетний простой в геологоразведке, многократное падение темпов работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы, не могли не сказаться на состояниинедропользования.
В результате в стране действительно сложилось такое положение, что добываем полезных ископаемых гораздо больше, чем находим новых запасов. Практически полностью исчерпан поисковый задел – то есть те участки, которые подготовлены для дальнейшего геологического освоения.
Большинство крупных месторождений находятся на стадии падающей добычи. Иссякают запасы полезных ископаемых, в первую очередь, нефти и газа, Волго-Уральского и Западно-Сибирского регионов, россыпные месторождения золота и платины на Урале. Посмотрите, запасы основных нефтегазоносных провинций на Северном Кавказе выработаны на 70-80%, в регионах Урала и Поволжья – наполовину, в Западной Сибири – более чем на 45%.
Практически полностью в последние годы были свернуты программы по изучению Восточной Сибири и континентального шельфа Российской Федерации.
В прошлом году была разработана и принята на заседании правительства «Долгосрочная государственная программа изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы на 2005-2020 годы». В рамках программы, разработанной ведущими отраслевыми научными институтами, рассчитано соотношение добычи и воспроизводства минерально-сырьевой базы по 37 основным видам полезных ископаемых. Главная цель всех мероприятий – сохранение объема запасов при их увеличивающейся добыче хотя бы на уровне 2003 года, а также выход по большинству видов полезных ископаемых к 2020 году на уровень полного воспроизводства, а, по ряду видов минерального сырья, – на существенный прирост.
Для реализации этой перспективной программы в срок до 2020 года необходимо поэтапное и постепенное увеличение тех средств, которые государство тратит на восстановление минерально-сырьевой базы.
– Видимо, финансирование этой программы – главное условие ее выполнения. Больших денег это стоит?
– Уже в 2005 году в бюджете России предусмотрено увеличение финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы до 7,7 миллиарда рублей. В рамках программы к 2020 году государственные вложения будут увеличены до 21 миллиарда рублей. Но работать в этом направлении будет не только государство, но и частный капитал. По предварительным оценкам эффективность вложения бюджетных средств составит 10 привлеченных инвестиционных рублей на один потраченный государством на геологоразведку рубль.
То есть за 15 лет действия программы в изучение недр будет вложено почти 2,5 триллиона рублей, из которых собственно бюджетных средств – 255 миллиардов рублей, а все остальное составят вложения в воспроизводство минерально-сырьевой базы недропользователей.
Хочу подчеркнуть: более половины государственных средств, предусмотренных в долгосрочной программе, будет направлено на работы первого этапа – поисковые и поисково-разведочные, еще 38% – на опережающие прогнозные работы. Кроме того, не менее 40 миллиарда рублей будет вложено собственно в оценку и разведку новых месторождений.
Пятая часть средств будет направлена на разведку шельфа. В освоение Восточной Сибири будет вложено 34% средств, в Западную Сибирь – 18%.
– Какие результаты мы надеемся получить?
– Если разработанная программа будет финансироваться в полном объеме, к 2020 году мы сможем достигнуть того уровня инвестиций в геологоразведку, которые Россия вкладывала в работы по воспроизводству минерально-сырьевой базы в начале восьмидесятых годов.
Воспроизводство минерально-сырьевой базы должно обеспечивать компенсацию погашения запасов, их прироста в соответствии с потребностями развития добывающих мощностей и базовых отраслей экономики. От реализации этой программы зависит будущее топливно-энергетического комплекса, атомной промышленности, черной и цветной металлургии, химической промышленности, словом – жизнь будущих поколений граждан Российской Федерации.
– Много в прессе сейчас говорят об освоении континентального шельфа Российской Федерации. Программа как- то учитывает вовлечение этих богатств в хозяйственный оборот?
– Разумеется, мы понимаем, что с точки зрения обеспечения ресурсами будущих поколений, без развития недропользования на шельфе России не обойтись. Сравнительно недавно разработана Государственная стратегия изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации. В результате реализации Стратегии, объемы добычи нефти на акваториях могут составить в 2010 году – до 30 млн.тонн, в 2020 году – до 95 млн.тонн; газа – в 2010 году – до 90 млрд.кубометров, в 2020 году – до 320 млрд.кубометров.
Суммарный доход бюджета Российской Федерации от освоения шельфа (по прогнозам) составит 105-135 млрд. долларов, в том числе от разовых платежей – до 5 млрд. долларов.
– Раньше добыча велась государственными предприятиями, сейчас за право работать частные предприятия платят. А как осуществляется передача перспективных месторождений в пользование?
– Еще в начале 2004 года Федеральное агентство по недропользованию приняло решение отказаться от такой формы распределения прав на пользование недрами как конкурсы. Мы исходим из того, что конкурс – это ситуация, при которой решение принимает чиновник. А, следовательно, появляется возможность для злоупотреблений. Аукцион же – это соревнование по прозрачным правилам, которые четко прописываются в условиях проведения торгов. Законодательной базой для такого порядка передачи месторождений недропользователям стали поправки к действующей редакции закона «О недрах», которые были приняты в августе 2004 года. Таким образом, после почти трехлетнего простоя мы смогли возобновить проведение аукционов на право пользование недрами. В ноябре прошлого года был впервые опубликован полный перечень участков недр, по которым в период с 2004-го по 2005 годы будут проведены лицензионные аукционы. И они идут должным порядком. Только за второе полугодие 2004 года проведено 140 торгов на право пользование недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых. В результате бюджет получил свыше 7 миллиардов рублей. Объем доходов по сравнению с 2003 годом увеличился в шесть раз! При чем не столько за счет большего количества выставленных на аукцион месторождений, сколько за счет повышения стоимости тонны запасов в ходе аукционов. В отдельных случаях начальная цена была превышена в 20-30 раз. Мы уверены, что и в дальнейшем эта форма работы с недропользователями будет служить источником благосостояния всей страны.
Беседу с Руководителем Федерального агентства по недропользованию Анатолием Алексеевичем ЛЕДОВСКИХ вела корреспондент газеты "Российские Недра" Людмила Николаева (сайт МПР РФ).