Иностранцев вытесняют с шельфа

В парламенте зарегистрирован законопроект, ограничивающий доступ к нефтегазовым ресурсам Азово-Черноморской зоны исключительно компаниями государственного сектора. Разработчики считают, что именно частные компании тормозят освоение шельфовых зон. Тем временем добытчики активно ведут переговоры с иностранными инвесторами о совместном освоении залежей углеводородов и не считают целесообразным изменение существующего законодательства

По информации межведомственной экспертной комиссии, запасы углеводородов в акваториях Черного и Азовского морей составляют более полутора миллиардов тонн условного топлива (около 30% всех суммарных запасов Украины). Разработкой морских месторождений занимается в Украине лишь государственное АО «Черноморнефтегаз». Из-за низкого уровня исследования Азово-Черноморского региона степень освоения углеводородных ресурсов остается на уровне 4%. Для интенсивного освоения глубоководных месторождений необходимы значительные финансовые инвестиции, выделять которые государство пока не спешит. Активным лоббистом привлечения частных инвестиций в сферу морской нефтедобычи является президент ГАО «Черноморнефтегаз» Игорь Франчук. Между тем инвесторы пока не торопятся прийти в такой стратегически важный для государства сектор. Причина – в неустойчивости законодательной базы, считает Франчук.

Законотворчество продолжается

Фракция коммунистической партии зарегистрировала законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О нефти и газе». Проект уже одобрен профильным комитетом и рекомендован для принятия за основу в первом чтении, голосование по нему может состояться на следующей пленарной неделе. Коммунисты предлагают ограничить предоставление разрешений на пользование нефтегазоносными недрами в границах континентального шельфа, территориальных вод и исключительной (морской) экономической зоны Украины. Согласно законопроекту, такое разрешение может выдаваться только субъекту хозяйствования, не менее чем 60% уставного фонда которого находится в госсобственности либо не менее 60% акций которого передано в уставный фонд предприятий, контрольные пакеты в которых принадлежат государству.

Как сказано в пояснительной записке, предложенный проект разработан с целью обеспечения эффективного и рационального использования недр в интересах государства. Принятие законопроекта, по мнению авторов, устранит задержку освоения ресурсов континентального шельфа Украины, происходящую по вине частных компаний, и позволит сконцентрировать усилия государства для разработки углеводородных ресурсов Черного и Азовского морей.

Вместе с тем, Главное научно-экспертное управление Верховной Рады дало негативную оценку данному законопроекту. В заключении говорится, что законопроект не согласуется с положением Конституции о защите конкуренции в предпринимательской деятельности, а также со статьей 5 Закона «О нефти и газе», в которой значится, что государственная политика в данной сфере базируется на принципе содействия развитию конкурентных отношений на рынке газа, нефти и продуктов их переработки. Помимо прочего, эксперты считают, что предложенное ограничение может негативно повлиять на поступление инвестиций в данную отрасль.

Землю – крестьянам, недра – государству

«Заключение экспертной комиссии звучит очень странно: в нем идет речь о том, что в Конституции гарантировано равное право всех форм собственности. Это совершенно правильно, но этот законопроект не ущемляет прав частной собственности, – поясняет одна из разработчиков законопроекта народный депутат Алла Александровская. – Есть деятельность стратегически важная для государства, это деятельность в сфере энергетики, в том числе добычи таких продуктов, как нефть и газ. И поэтому здесь правительство вправе определять, что оно должно контролировать эту сферу и быть основным потребителем и распорядителем этого продукта. Более того, мы говорим о том, что не 100% собственности должно быть у государственных компаний, которые будут заниматься добычей, а эти компании должны находиться под контролем государства… Тем более в Конституции говорится, что недра и все, что там находится, является общенародной собственностью, а от имени народа ими должно распоряжаться государство».

При этом Александровская считает, что государство уделяет недостаточно внимания разработке месторождений в пределах территориальных вод: «Средств выделяется не достаточно для того, чтобы мы успешно разрабатывали шельфы, нужно увеличить финансирование этого вопроса».

Деньги – не главное

Согласен с разработчиками законопроекта и член комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Олег Салмин. Он уверен, что законопроект, предложенный коммунистами, во всех отношениях правильный, и его утверждение не повлияет на приток инвестиций в сферу освоения акваторий, даже если доля частного капитала будет ограничена сорока процентами.

Салмин также говорит о том, что финансовые инвестиции на сегодняшний день не являются панацеей, и не каждый из тех, кто готов вложить деньги в разработку нефтегазоносных месторождений, вправе входить в эту сферу. «Нам прежде всего нужны инвесторы с новыми технологиями, – считает Салмин. – Если это крупные компании, и они приносят не просто деньги, а еще и технологии – новые разработки или, скажем, для шельфа ставят определенные буровые нового поколения, то, конечно, это дает возможность рассматривать их как стратегических инвесторов. Но здесь Украина все равно должна отстаивать право контроля за процессом».

«Этот законопроект – скорее политическая декларация, чем документ»

Президент ГАО «Черноморнефтегаз» Игорь Франчук считает, что действующий Закон Украины «О нефти и газе» не нуждается в изменениях

– Игорь Анатольевич, ваша компания «Черноморнефтегаз» единственная на данный момент занимается разработкой углеводородных месторождений в акваториях?

Да, мы работаем практически одни. Правда, есть совместные проекты с «Укргаздобычей». Но опять-таки – две государственные компании. Однако уже со следующего года «Черноморнефтегаз» начинает проекты на Азовском море по совместной деятельности с компанией «Шелтон».

– Риски, связанные с частой сменой законодательства, это единственное препятствие?

Есть еще второй момент – это процедура работы Закона «О соглашении о разделе продукции», по которому работает весь мир. В части наиболее рисковых проектов в глубоко водном шельфе других вариантов в мире нет, как работать только в соответствии с соглашением о разделе продукции. Положительно то, что есть поддержка президента, он пытается сделать все, чтобы этот закон начал работать. К сожалению, часто меняют главу комиссии, занимающейся соглашением о разделе продукции, поэтому сегодня эта комиссия не может работать стабильно. Сейчас ее должен возглавить вице-премьер Сташевский и объявить процедуру тендера на первый участок. Речь идет о Прикерченском участке. Это глубоководная часть, часть шельфа Черного моря.

– Насколько привлекателен этот сегмент для инвесторов – как отечественных, так и иностранных?

При той законодательной базе, которая у нас есть, если не будут вноситься такие глупые, или, точнее сказать, пророссийские законопроекты, направленные на то, чтобы Украина никогда не стала энергонезависимой, то перспективы с учетом законодательной базы сегодня самые радужные. Практически весь шельф Черного моря сейчас начали изучать все страны. Крупнейшие компании пришли в Грузию, Турцию, Румынию, Болгарию. Только в Украине сегодня ни одна компания не работает, потому что есть опасность частых изменений законодательства и отсутствие гарантий частным инвесторам по Закону «О нефти и газе». Пример этому – попытка нарушения Закона «О конкуренции» через внесение определенных поправок к Закону «О нефти и газе». На сегодняшний день это абсолютно совершенный закон, уже внесен третий вид лицензии – так называемая сквозная лицензия, дающая право на геологоразведку с последующей эксплуатацией. И дай Бог, чтоб этот закон не трогали и дали возможность хоть как-то стабильно работать.

– Какие перспективы имеет законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О нефти и газе» при рассмотрении его в парламенте?

– Думаю, что это в большей части политическая декларация, чем документ. На сегодня экспертное управление Верховной Рады написало отрицательное заключение по этому законопроекту. Этот законопроект вступаете противоречие с главным законом Украины – с Конституцией, а также с подзаконными нормативными актами о защите иностранных инвестиций в Украине. Поэтому я думаю, что он не будет проголосован и подписан президентом. Это не больше, чем предвыборная политика авторов законопроекта. Вообще странно, когда лидер Коммунистической партии начинает заниматься проблемами шельфов. На мой взгляд, это заказ со стороны российских олигархов, которые не  заинтересованы, чтобы Украина стала энергонезависимым государством.