Ханты-Мансийский округ становится все более популярным у западных инвесторов
В Салехарде состоялось заседание президиума Госсовета, посвященное проблемам развития российского Севера, в котором принял участие президент Путин. Якутия, Ямал, Ханты-Мансийск десятилетиями обеспечивают львиную долю доходов российского бюджета, однако их собственные проблемы стали решаться лишь недавно.
По мнению главы Ханты-Мансийского округа Александра Филипенко, для нормального развития северным районам страны не хватает качественной нормативно-правовой базы. "Ее сегодня действительно крайне не хватаетИз-за этого наблюдается некий сумбур по отношению к Северу. Нет четких и понятных векторов – куда и зачем двигаться. Если бы 50 лет назад изначально была правильно выстроена вся государственная стратегия по отношению к северным территориям, то сегодня огромного количества проблем и вопросов просто не существовало".
Десятилетиями Ханты-Мансийский автономный округ рассматривался лишь как сырьевой регион. Сюда можно было приехать на заработки, но оставаться жить здесь хотели не многие. Как будто Ханты-Мансийский округ и цивилизация – вещи несовместимые.
До "частных" проблем добывающих территорий у федерального центра не доходили руки, а потому неудивительно, что Ханты-Мансийский округ оказался в числе наиболее отсталых регионов страны. А освоение нефтяных и газовых месторождений принесло сюда не столько благополучие, сколько множество разнообразных проблем.
Центр предпочитал брать больше, а отдавать меньше. Техника морально устаревала, а денег на модернизацию нефтедобывающего оборудования катастрофически не хватало. В последние годы дело дошло до того, что перестали разведываться новые месторождения. Парадокс, но в стране, где самые большие деньги приносит именно нефтедобывающая отрасль, Ханты-Мансийский округ, крупнейший по разведанным запасам нефти и газа, скромно обосновался по степени инвестиционной привлекательности аж на 46-м (!) месте.
Губернатор Александр Филипенко несколько лет пытался переломить ситуацию, добиться полноценной реализации Закона "О недрах", по которому регионы могли оставлять себе часть доходов от добычи ископаемых. Многие главы регионов на этом, впрочем, и закончили, не смогли переубедить федеральную власть и найти способы взаимодействия. Даже главы нефтяных регионов оставались прозябать на дотациях. А у Филипенко получилось. В конце концов даже федеральные власти, часто обвиняющие губернаторов в неэффективном управлении регионами, признали, что в округе добились за последнее время очень многого.
Помимо того, что ханты-мансийским властям удалось отстоять интересы региона в центре, губернатор смог найти компромисс между интересами нефте- и газодобывающих компаний и интересами округа. В региональные бюджеты стали частично поступать платежи от добычи нефти и газа, которые раньше шли мимо местной казны. Благодаря созданной властями инфраструктуре инвесторы поняли, что Югра – регион перспективный, в который стоит вкладывать деньги. Причем не только в нефтяную отрасль.
Округ стал менять свой облик буквально на глазах. Представьте, 30 лет через Обь здесь собирались строить мост. Но дело не доходило даже до вколачивания свай – денег не было. Перебирались, как в старину, на паромах. А тут появилась переправа длиной два километра, которая ничуть не уступает тем, что связывают острова в Нью-Йорке. Повсюду стали расти отели, торговые и спортивные центры. Каких усилий в свое время стоило протолкнуть идею о строительстве здесь лыжной трассы со всей сопутствующей инфраструктурой мирового уровня – но тоже все получилось. Туристы и спортсмены из-за рубежа теперь здесь частые гости.
Расхожее мнение о том, что если и стоит куда ехать делать карьеру и деньги, так непременно в Москву, в Югре теперь не актуально. Ежегодно сюда приезжают на постоянное место жительства десятки тысяч человек – при населении всего округа, заметим, в полтора миллиона. Ехать есть за чем – средняя зарплата здесь около 600 долларов. Югра сейчас главный регион-донор России. Он занимает первые места по производству электроэнергии, нефти и по совокупному объему выпускаемой продукции. По добыче газа и поступлениям налогов в бюджет – второе, после столицы. А было бы тоже первое, если бы головные офисы ведущих нефтяных компаний не располагались бы в Москве. По инвестиционной привлекательности Югра за последние годы резко поднялась с 46-го места на 4-е. Глядя на достижения некогда отсталого региона России, становится понятно: ситуацию переломить вполне удалось.