С каждым утопическим проектом диверсификации поставок нефти в Украину количество реальных вариантов уменьшается.
Хаос, посеянный Кабинетом министров в энергетической сфере, приходится разгребать главе государства.
Во время вчерашнего пребывания в Варшаве Президент Украины Виктор Ющенко с этой целью отыскал там премьер-министра Норвегии Кьелля Магне Бондевика. Во время беседы Виктор Ющенко высказался за новую динамику в торгово-экономических отношениях Украины и Норвегии, в частности, в отраслях электроэнергетики и добычи нефти и газа.
Не вызывает сомнений то, что заявление Президента Украины является вынужденным шагом, поскольку поиски источников поставок нефти вчера затронули уже даже саму Польшу. Однако активность властей в альтернативных поставках нефти в страну наводят на мысль о крайне критическом положении дел на внутреннем рынке.
Нынешняя ситуация несет в себе и один скрытый, но крайне опасный компонент: большая часть заявлений высших должностных лиц, связанных с диверсификацией поставок нефти в Украину, были экономически необоснованными, что не только подрывало имидж украинской власти за рубежом, но и укрепляло российских нефтетрейдеров в правильности держания паузы в этой игре.
Стоит вспомнить хотя бы заявление секретаря СНБОУ Петра Порошенко после возвращения из Ирака о прокачке нефти из Басры или недавний пассаж премьера, в котором казахская нефть была определена ею как энергоноситель из Черноморского бассейна. Совершенно очевидно, что нынешние попытки выхода правительства из кризисной ситуации в значительной мере исключают возможность уступок российским нефтетрейдерам. Однако неразрешенность ситуации постоянно увеличивает ставки правительства, и уже сегодня становится ясно – чем дальше Кабинет министров будет затягивать решение проблемы, тем большую цену он будет платить в будущем, в том числе и по смежным отраслям хозяйства.
Практически все планы диверсификации поставок нефти в Украину так или иначе рушатся из-за четко организованного рынка поставок энергоносителей в Европу. Кроме того, все озвученные планы членов правительства касаются проектов, рассматривавшихся в конце 90-х годов. Анализ показывает, что планы сотрудничества Норвегии и Украины были подняты с полок еще октября 2000 года, когда обсуждался вопрос строительства газопровода и нефтепровода из Норвегии в Украину через Польшу. При этом 5 лет назад Леонид Кучма критично высказывался за этот маршрут поставок нефтепродуктов, мотивируя решение высокой ценой норвежской нефти и ее транспортировки в Украину. Однако сегодня в попытках «на авось» залатать проблему энергетической безопасности страны рассматриваются практически все ранее отброшенные по экономической необоснованности проекты.
Подобным является и проект по поставке нефти из Норвегии. Как известно, Норвегия осуществляет большую часть поставок нефтепродуктов в Германию. При этом с конца января текущего года министр промышленности Германии Вольфганг Клемент заявлял о желании увеличить импорт норвежской нефти и газа. В настоящее время Норвегия при постоянном приросте обеспечивает 26 процентов потребностей Германии в природном газе и является самым большим клиентом германского концерна «Рургаз», который в прошлом году перекачал себе норвежского газа на сумму 2,2 миллиарда евро. Норвежская нефть составляет пятую часть от всех поставок нефти в Германию из других стран. В то же самое время от северного соседа Германия получает в два раза больше нефти, чем от всех арабских государств вместе взятых.
Некоторые норвежские фирмы предупреждают, что запасов нефти в Северном море хватит еще на три десятилетия, хотя многие в стране надеются, что в водах арктической Норвегии найдется еще достаточно других месторождений нефти. Тем не менее косвенным подтверждением сокращения запасов нефти в Северном море могут быть недавние сделки норвежских нефтяных компаний c российскими партнерами по разработке шельфа Баренцева моря. Как сообщало норвежское информационное агентство Aftenposten, нефтяные компании планируют начать разведку четырех новых месторождений в Баренцевом море. Компании надеются, что эти месторождения смогут компенсировать истощение запасов нефти в Северном море.
В случае успешного завершения разведочных работ более 20% норвежской добычи нефти будут сосредоточены в этом районе. Правительство надеется, что нефтяные компании также начнут разведку запасов нефти на шельфе у побережья областей Нордланд и Тромс и южнее. Однако расширение месторождений добычи нефти вряд ли будет означать создание «резерва» для поставок нефти в Украину. Согласно уже подписанным соглашениям норвежской «Статойл» с российским «Сургутнефтегазом», нефть будет поставляться в Соединенные Штаты.
К тому же следует отметить, что транспортировка нефти из Норвегии в Украину потребует строительства дорогостоящей инфраструктуры, которая в условиях сокращения запасов нефти в Северном море будет выглядеть экономически необоснованно. Если же принять во внимание крайне устоявшийся рынок сбыта нефти из Северного моря, то шансы норвежской нефти попасть в Украину равны нулю.
Единственным вариантом сотрудничества является участие норвежских компаний на разработку месторождений на шельфе Черного моря. Но и здесь существуют проблемы. Во-первых, Украина уже подписала договор с американской «Хант ойл» на разработку черноморского шельфа. С другой стороны, условия и специализация добычи нефти на шельфе северного моря (арктический регион) несколько отличается от черноморского бассейна. Это свидетельствует в пользу того, что норвежские компании, скорее всего, сконцентрируют усилия на продолжении разработки Баренцева моря, которая позволит им сократить объемы добычи и поставок нефтепродуктов в Европу.
Как видим, с каждым утопическим проектом диверсификации поставок нефти в Украину, количество реальных вариантов уменьшается, хотя месторождений в мире еще достаточно много и на нынешний Кабинет министров несомненно хватит.
Аналитическое агентство «Триада»