“Грязная” тема
Вчера в парламенте говорили об отходах. На каждого украинца их приходится по 500 тонн

НА ФОТО — ОДНА ИЗ КРУПНЕЙШИХ СВАЛОК УКРАИНЫ, В ГРИБОВИЧАХ ПОДО ЛЬВОВОМ. НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО СВАЛКА ПЕРЕПОЛНЕНА, ЕЖЕГОДНО ТУДА СВОЗИТСЯ ОКОЛО МИЛЛИОНА КУБОМЕТРОВ ОТХОДОВ. ОГОРОДЫ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ ВСЛЕДСТВИЕ ПЕРЕДОЗИРОВКИ НИТРАТОВ И ТОКСИНОВ В ПОЧВЕ СТАЛИ НЕПРИГОДНЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ. УЖЕ СОСТОЯЛИСЬ ТРИ МАСШТАБНЫХ АКЦИИ ПРОТЕСТА ПО ПОВОДУ БЕЗДЕЙСТВИЯ МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ. ПОКА СИТУАЦИЯ ПРЕБЫВАЕТ В СТАДИИ ОБЕЩАНИЯ — ПОСТРОИТЬ МУСОРОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД СТОИМОСТЬЮ 9 МЛН. ЕВРО ПРИ ПОМОЩИ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТОРА. ФОТО ЕВГЕНИЯ КРАВСА В Киеве «пропадает» мусор. И это не шутка. Из 3,6 миллионов тонн отходов, выработанных в прошлом году столицей, на полигоны попало лишь 1,2 миллиона. Еще 600-ми тысячами занялся мусоросжигательный завод «Энергия». Остальное же, по всей видимости, валяется в парковых зонах и лесопосадках. Таким шокирующим фактом поделился вчера на парламентских слушаниях глава Жилкоммунхоза Алексей Кучеренко. Правда, как всегда, в «камерной обстановке» — социальные проблемы непопулярны у парламентариев. Сопереживали ситуации, которая нынче сложилась в Украине с отходами, не более сотни депутатов.

В то же время страна, без преувеличения, утопает в отходах. В общей сложности их у нас накопилось до 30 миллиардов тонн. И если, скажем, в странах ЕС на тысячу долларов ВВП приходится 32 кг различного мусора, то в Украине — все 15 тысяч. Шутка сказать: 160 тысяч гектаров плодородной земли (4% территории страны) «оккупирована» свалками и терриконами. Если разделить все эти данные на нынешние, согласно переписи населения, 47 миллионов, получим ошеломляющий результат: у каждого украинца по 500 тонн мусора. «Разгрести завалы» в ближайшее время вряд ли удастся. Хотя бы потому, что правильное и безопасное обращение с отходами невозможно без мощного, современного оборудования. Сегодня же 88% отходов — на совести горно-металлургической промышленности. Не секрет, что изношенность ее основных фондов в некоторых случаях достигает 80%, а потому неудивительно, что самыми «грязными» сегодня считаются Донецкая, Днепропетровская и Луганская области.

Помимо «своего» мусора, в Украине имеется еще и «импорт» К примеру, по данным Минэкологии, на основании договоров с венгерской компанией «Elltex» (Дебрецен) частное предприятие «Озон» ввезло на территорию страны 4 тысячи тонн промышленных отходов. Якобы под видом сырья для резиновой промышленности. Еще около трех тысяч тонн гудронных остатков добавила компания «Осма-Ойл» (Львовская область). Специально созданная Президентом межведомственная комиссия призвана разобраться с этими инцидентами. Но не факт, что подобного не случится впредь. Как вчера признался и. о. министра экологии Павел Игнатенко, сегодня все данные о захоронениях твердых бытовых отходов и пестицидов — очень приблизительны. Условно говоря, информация от бабушки- очевидца куда ценнее, нежели данные официальной статистики. Но даже если основываться на ней, то для уничтожения лишь пестицидов понадобится как минимум 50 млн. евро. «Бюджет не потянет, — констатировал П. Игнатенко. Надо привлекать фонды и бизнес».

К слову, тема «как привлечь предпринимателей» стала лейтмотивом вчерашнего дня правительства. Действительно, на Западе за право работать с отходами идет жесткая борьба. Ведь там утилизация и переработка мусора стала отдельной и очень даже рентабельной отраслью экономики. К примеру, в Германии ее годовой оборот составляет более 70 млрд. евро, и с отходами работают около 300 тысяч налогоплательщиков. В Украине же пока только ждут инвесторов. Горадминистрации, несмотря на советы Жилкоммунхоза, и не пытаются проводить тендеры на вывоз мусора или его утилизацию. Нет желающих участвовать в конкурсе. Но если в западных странах, дабы стимулировать этот бизнес, ввели налоговые льготы, то у нас они были с успехом отменены. Как утверждает глава экологического комитета ВР Геннадий Руденко, при необходимых для «мусорного» бизнеса капиталовложениях НДС вместе с подоходным налогом попросту исключают рентабельность. Достаточно вспомнить опыт житомирских предпринимателей. Возложив на себя функции вывоза мусора, они вскоре объявили себя банкротами. Еще более печально закончилась эта история для местных жителей: целую неделю даже центральные улицы Житомира «украшали» горы отходов. По мнению Г. Руденко, вариантов выхода из кризиса может быть множество: и компенсация государством кредитов под инвестиционную деятельность, и льготные ссуды, и налоговые поблажки. Самое главное сегодня — это создать конкуренцию. Только тогда, убежден глава комитета, можно говорить о качестве и ответственности.

Нынче же в Украине работают всего два мусороперерабатывающих завода. Понятно, что с возложенными на них обязательствами они не справляются. И в итоге лишь 10—15% отходов имеют шансы получить «вторую жизнь» — превратиться в сырье для цветной металлургии и химической промышленности. По приблизительным оценкам, не сортируя и не перерабатывая отходы, Украина ежегодно теряет до 550 тысяч тонн текстиля, 660 тонн полимеров, 700 тысяч тонн стекла. Уже не говоря о том, что биогаз, который образуется на свалках, давно используют в Европе как источник тепла и электроэнергии. У нас же свалки — в катастрофическом состоянии. К примеру, в небольшом поселке Пирогово, где находится основной полигон столицы, постоянно вспыхивают эпидемии. Причина врачам очевидна: под влиянием осадков продукты распада похороненных здесь отходов превратились в так называемый фильтрат, который сконцентрировал в себе все возможные токсины. А бывает, что в жаркую пору свалки горят. Тогда жители близлежащих домов получают удвоенную, а то и утроенную дозу канцерогенов. Как правило, все это касается несанкционированных свалок, но ведь они также возникают не случайно. По словам Алексея Кучеренко, тарифы на вывоз мусора не пересматривались лет 5—6. Цены на бензин и зарплаты выросли, а один вывезенный кубометр отходов продолжает оцениваться в 11 гривен. Дабы доставить мусор на санкционированную свалку, перевозчику придется заплатить 24 гривны. А за то, что он оставил его за углом, — 86 гривен штрафа. Последний, понятное дело, удается взыскать далеко не всегда. Вот и возникает закономерный вопрос: что проще и дешевле?

Словом, нынче в Украине готовы передать бизнесу практически все. По словам П. Игнатенко, функцией министерства может остаться разве что разъяснительная работа среди населения — пропаганда сортировки мусора. В остальном же — чем дальше государство, тем лучше. В ближайшее время, как планируется, Минэкологии определит объекты, которые могут получить статус «технических месторождений». И по результатам тендеров будут объявлены новые их собственники. Кроме того, министерство готово удешевлять кредиты для предпринимателей. По пафосному мнению и. о. министра, грамотная политика утилизации отходов может без преувеличения «поднять» экономику страны.