О том, что Госкомприродоресурсов вскоре вернется под руководство Министерства охраны окружающей природной среды Украины, стало известно еще во время представления Премьер-министром Юлией Тимошенко кандидатур на наивысшие должности в Правительстве в феврале месяце этого года. Однако соответствующий Указ о реформировании Комитета до сих пор не опубликован. Чем вызвано промедление с официальным оглашением принятого решения и что ожидает геологов вследствие пятой за годы независимости реструктуризации геологической отрасли? Об этом – блиц-интервью с министром охраны окружающей природной среды Украины Павлом Игнатенко.
Павел Николаевич, подписан ли уже Указ о переходе Госкомприродоресурсов под юрисдикцию министерства, и с чем связано затягивание процесса реформирования?
– Указ еще не подписан. Принципиальное решение СНБОУ по этому поводу есть, но Указ еще не подписан. Сейчас идет глубокая профессиональная дискуссия, в которой и уважаемый господин Президент, и Премьер-министр, и в целом вся наша команда рассматривает вопросы реформирования исполнительной власти с точки зрения оптимизации и максимального повышения эффективности ее работы, а не с точки зрения очередного перераспределения госкомитетов между министерствами. У нас нет возможности на ошибку. Поэтому мы не спешим, чтобы потом не пришлось все переделывать. Готовится обоснование о том, как улучшить управление в сфере недропользования: есть ли необходимость, чтобы Комитет вошел в состав министерства, или предпочтительнее оставить за министерством только право на планирование, регулирование и контроль деятельности Комитета. Повторяю, идет серьезная дискуссия, которая в ближайшее время должна завершиться. И у меня имеются все основания предполагать, что принятые решения будут достаточно обоснованы и позволят геологической отрасли развиваться лучше прежнего.
А можете спрогнозировать, какие функции будут возложены на реформированный Комитет?
– Это будет зависеть от того, какую формулу подчинения удастся выработать и отработать. Я знаю точно, что геологическая отрасль будет возведена к тому уровню уважения и значимости, какого не удостаивалась ранее. Но для начала она нуждается в ревизии. Нужно узнать, что у нас осталось в недрах, что разведано, какие запасы подсчитаны. И уже затем размышлять над тем, что можно предпринять для укрепления экономики страны, в том числе, а, возможно, и в первую очередь, за счет труда геологов.
После принятия последних изменений к Госбюджету-2005 геологи немного воспряли духом. Ведь, несмотря на угрозу уменьшения финансирования геологоразведочных работ, сумму ассигнований, предусмотренную на развитие минерально-сырьевой базы страны, напротив, увеличили. Поскольку Вам некоторым образом довелось участвовать в бюджетных баталиях, прокомментируйте, пожалуйста, как удалось сохранить и приумножить бюджетный задел на геологоразведку?
– У нас, к сожалению, практически не было возможности четко обосновать цифры реально необходимых сумм на восстановление ресурсной базы страны и развитие отрасли. Но все понимали, что изначально запланированные ассигнования также ничтожно малы для этих целей. Мы надеемся, что, выработав сегодня единую политику в сфере недропользования, сможем, наконец, свести финансирование к необходимому для функционирования отрасли минимуму. Геологические подразделения должны быть элитными в государстве. Это, действительно, то, на чем базируется национальная безопасность страны, без чего нельзя мечтать о Евросоюзе, о могуществе, даже о независимости в том виде, к которому мы стремимся. Нужно пересмотреть отношение государства и власти к геологам и сказать себе, что у нас нет будущего, если мы не посмотрим на геологию с точки зрения приоритетных перспектив и стратегических интересов государства. Я же со своей стороны, обещаю сделать все возможное для плодотворного сотрудничества с геологами, независимо от того, в какой плоскости оно будет проистекать.
То есть, можно сказать, что у геологов появился шанс на стабильное финансирование и в следующем году?
– У нас огромное желание, чтобы отрасль не жила от бюджета до бюджета. Это неправильно. Необходимо принять ряд серьезных приоритетных программ, которые будут одобрены Кабинетом министров Украины, Верховной Радой Украины и профинансированы в полном объеме. Но прежде нужно определиться с приоритетами в сфере недропользования, сделать соответствующие расчеты и обосновать их. Это стратегия, без которой государство не может быть ни мощной, ни независимой страной.
Сколько же времени потребуется для оценки ситуации в отрасли недропользования и выработки стратегии ее развития?
– Мы ограничены во времени. Но, я думаю, нам ничего не нужно придумывать. В отрасли работают высоко профессиональные специалисты, ученые, которые знают, что нужно для государства и какие направления по укреплению сырьевой базы нужно развивать. Поэтому следует дать возможность этим обоснованным научным подходам, которые раньше по тем или иным причинам тормозились, реализоваться. Сфера недропользования сейчас находится под патронатом Виктора Андреевича Ющенко. Я знаю, насколько он серьезно относится к решению проблем в этой отрасли и переживает за то, что мы можем сохранить и передать будущим поколениям.
Ярославна ВОЗНЮК, GEOnews.com.ua
1.04.2005