Геологическая служба: реформы, достижения, проблемы

Каждое первое воскресенье апреля геологи отмечают свой профессиональный праздник. И по традиции накануне этого дня анализируют проделанное за год, подводят итоги, строят планы на будущее. О том, с какими свершениями и достижениями и с какими проблемами геологи встретили свой праздник в этом году, нам рассказывает председатель ГГС Дмитрий Гурский.

Украину считают мощной минерально-сырьевой страной. Чем это можно доказать?
Гурский Дмитрий Сергеевич Приведу несколько цифр: доля валового продукта минерально-сырьевого комплекса (МСК) составляет около 40% валового национального продукта. (Кстати, в Украине при СССР она достигала 23%). До 60 % наполнения бюджета происходит за счет МСК. До 63% валютных поступлений в бюджет страны – тоже МСК. Это апробированные данные Института продуктивных сил, Института экономики НАНУ. Но это только часть того, что мы можем достичь, – мы должны выходить на другие показатели, в частности по экспорту.
    Если не касаться каких-либо политических аспектов, а только принять во внимание геолого-экономическое обоснование, то последние годы, начиная с 1998-го, – это годы увеличения мощности минерально-сырьевого комплекса, экономики природо- и недропользования.
    Минерально-сырьевой комплекс в 1990 году дал продукции на сумму 20,1 млрд. долларов, при этом экспорт составил 9,7 млрд., а импорт – 6,7 млрд., то в 98-м – только 8,7 млрд., экспорт – 2 млрд., а импорт – 6,7 млрд. За последние годы – 2001 и 2002-й – прибыль за счет продуктов МСК составляет 17,5 млрд., экспорт – 5,4 млрд., импорт – 8,2 млрд.

Какими полезными ископаемыми наиболее богаты недра нашей страны?
    Человечество использует 120 видов полезных ископаемых. Государственным балансом Украины зафиксировано 97 из них. Остается 23, но и они есть в Украине – от рудопроявлений до месторождений, в которые, впрочем, нужно вкладывать и ум, и средства, чтобы довести их до эффективного, рентабельного использования, эксплуатации.
    Украина входит в десятку богатых минерально-сырьевых стран мира. В Европе мы занимаем второе место после России по запасам полезных ископаемых. Это 12% мировых запасов железа, 43% – марганца, 20% – титана, 18% – циркония, мы также входим в первую десятку по запасам урана. По многим полезным ископаемым, например по титану, цирконию, гафнию, редкоземельным, редким металлам, мы могли бы сегодня минимизировать импорт, свести его к нулю, а возможно, даже увеличить экспорт до 70, а то и до 100 процентов. Кстати, от 60 до 95% стран мира завозят минеральное сырье, а не экспортируют.

Как вы оцениваете решение о законодательном утверждении государственного статуса геологической службы?
     Страны мира, богатые на минеральное сырье, без государственного регулирования, без госконтроля за минерально-сырьевой базой страны, которая является основой развития горнодобывающих, горно-перерабатывающих предприятий – составной части национальных экономик, – конечно, не могут существовать.
    Мы прошли нелегкий путь становления, формирования ГГС, и этот процесс, конечно же, еще не закончен. Это перманентный эволюционный процесс. Мы прошли его вместе с народом Украины, переживая ряд достижений и ошибок, свершений и провалов на этом пути. И наконец 4 ноября 1999 года был принят первый среди стран СНД, Балтии, всего бывшего социалистического лагеря Закон о Государственной геологической службе Украины. Мне приятно отметить, что я был одним из его разработчиков. Кстати, закон США о государственной геологической службе был принят еще 3 марта 1879 года. Мы тоже имеем славную историю геологической службы, начиная от Петра І, который 24 августа 1700 года утвердил первый указ о горном деле, и до первого Президента Украины Михаила Грушевского, который основал Геологический комитет. 1 февраля 1918 года было принято соответствующее постановление, которым утвердили штаты и структуру этого комитета.
    Без ГГС мы не видели планомерного и эффективного развития минерально-сырьевой базы и минерально-сырьевого комплекса. Правительство, хорошо понимая необходимость наведения порядка в этой важной для народного хозяйства отрасли, решает принять Постановление от 26 декабря прошлого года № 17/48, которое закрепило за геологической службой государственный статус, то есть статус государственного органа управления. При этом за эти 3 месяца отработан механизм, который нашел свое отображение в Постановлении № 439 от 30 марта, которое дает правовое поле деятельности ГГС, – “Положение о ГГС”.
    Итак, сделан первый нормативный шаг к механизму реализации Закона Украины о ГГС. Одновременно сделан другой шаг – правительством одобрена стратегия развития отрасли на перспективу до 2010 года – законопроект “Общегосударственной программы развития минерально-сырьевой базы на период до 2010 года”. Комитет ВР по науке и технологиям под председательством Игоря Рафаиловича Юхновского уже успел рассмотреть этот законопроект в целом, еще два комитета должны рассмотреть его, чтобы потом передать ВР для рассмотрения в первом чтении. Мы надеемся, что в этом году будет принят закон об Общегосударственной программе, который даст возможность отработать основные направления деятельности Государственной геологической службы, что обеспечивало бы эффективное, рациональное пользование недрами Украины и тем богатством, которое принадлежит народу Украины.
    Те постановления, которые приняты, та нормативно-правовая база, та стратегия отрасли, которая одобрена правительством Украины, дают нам возможность в полную силу работать на расцвет экономики нашего государства, на расширение, улучшение и эффективное использование материально-сырьевой базы Украины. Ибо я считаю, что сегодня мы используем потенциал МСБ по разным группам полезных ископаемых, к сожалению, всего лишь на 10-15%.

Не кажется ли вам, что слишком медленно идут реформы?
    Это хорошо, что принимаются решения эволюционного характера и реструктуризация отрасли идет не революционным, а эволюционным путем.

Следующий шаг реформ в отрасли – внесение изменений в Кодекс Украины о недрах. Какими будут эти изменения?
    Кодекс Украины о недрах нарабатывался еще с 1989 и до 1994 года. Ему предшествовала напряженная работа, и это был первый законодательный акт в геологической отрасли Украины. Он не плохой, нет. Кодекс сыграл свою роль и был наиболее прогрессивным кодексом, принятым ВР в то время. Но туда были привнесены и элементы социалистической плановой экономики.
    Теперь появился некоторый опыт недропользования, правовых отношений в этой сфере деятельности, определились некоторые огрехи, над которыми нужно поработать. Для этого нужно разработать нормативно-правовое поле. Думаю, что концепцию Кодекса Украины о недрах поддержит Кабинет Министров Украины. Над этой концепцией работают группа, созданная для исполнения протокольного решения правительственного комитета по вопросам промышленной политики, топливно-энергетического комплекса, экологии и чрезвычайных ситуаций, группа специалистов и ученых УкрГГРИ, к работе в которой привлечен редактор и руководитель подготовки предыдущего – 94-го года – Кодекса, межведомственная рабочая группа, в которую входят представители 9 министерств и ведомств, а также группа Государственной геологической службы.
    Работа над новым Кодексом, прохождение его в ВР, его утверждение приведет к изменениям в действующих законах Украины: в горном законе, законе о ГГС, о земле, о нефти и газе, в соглашении о распределении продукции, в Земельном, Водном кодексах, а также в законопроекте нового Налогового кодекса, который проходит третье чтение в ВР. А это огромная работа.

Вы не ответили на вопрос, какие конкретные изменения будут внесены?
    Основное – это изменение концепции Кодекса о недрах, а не какие-то пункты или слова.

Конечно, я не могу не коснуться самых больных на сегодня вопросов для работников отрасли – финансирования. В чем вы видите решение проблемы?
    На сегодня финансирование отрасли составляет лишь 43,8 % от запланированного на первый квартал. Но ведь финансирование никогда не было в первом квартале большим. Правда, мы не ожидали такого низкого показателя. Пока что никакой катастрофы не случилось. По всем критериям ситуация должна выровняться во ІІ квартале. Но вряд ли мы сможем выйти на 362 млн. грн., запланированных на развитие минерально-сырьевой базы в этом году. Есть надежда, что отрасль будет профинансирована не хуже, чем в прошлом году.
    Решение проблемы я вижу в своевременной выплате добывающими предприятиями средств в специальный фонд на геологоразведочные работы.

С какими достижениями геологоразведчики встретили свой профессиональный праздник – День геолога?
    Достижений очень много. Несколько слов об основных. В предыдущие годы – до середины 2000 года – мы забыли, что такое поле для геолога, поиск, открытие месторождений. Как видите, основные достижения – люди начали искать, прогнозировать, находить, открывать и готовить месторождения к эксплуатации. В первую очередь тех дефицитных полезных ископаемых, которые необходимы в топливно-энергетическом комплексе. Только на средства госбюджета в прошлом году открыто 4 новых нефтегазовых месторождения. В этом же году открыто Восточно-Решетняковское и Ракитнянское месторождения углеводов.
    Достижения – это не только выполнение госзаказа по 12 позициям, но и значительное перевыполнение, несмотря на недофинансирование отрасли. Уже выполнен годовой государственный заказ по фосфат-карбонат-органогенным удобрениям, перевыполнен заказ в первом квартале по нефти, выполнен на 80% годовой заказ по янтарю.
    За год значительно уменьшился объем импорта полезных ископаемых, кроме нефти и газа. К достижениям можно отнести и положительные, очень перспективные результаты по легирующим, редкоземельным, благородных металлам. Также это новые не только научные, но и реальные шаги по приросту запасов алмазов, наращиванию запасов дефицитного сырья для металлургии, горно-металлургического, горно-химического, строительного комплексов. Есть большие положительные сдвиги по минеральным водам и в обеспечении населения питьевой водой. Так, только лишь за прошлый год мы пробурили 349 скважин, которые дают по 65 тыс. кубометров воды в сутки. Есть положительные сдвиги и в предупреждении опасных геологических процессов.
    В 1999 году средняя заработная плата в отрасли составила 95 гривен, в 2000-му – 215, в 2001-му – 486. Это тоже достижение.

А ваше личное достижение?
    Мое личное достижение связано с достижениями отрасли и с достижением того, что только зарождается – ГГС Украины. Это достижения, которые вылились в решение правительства по разрешению проблем МСК и МСБ, это поддержка правительством, законодательной и исполнительной властью новых решений и действий.
    Есть надежда, что мы сможем не только сохранить потенциал отрасли, потенциал материально-сырьевого комплекса, потенциал материально-сырьевой базы, а и нарастить, но уже на совсем другом витке спирали, с учетом охраны недр, восстановления и сохранения окружающей среды.

Спасибо, Дмитрий Сергеевич, за интервью.

Яна МАГДА, Служба геологических новостей

    08.04.2002