Геологи нашли энергоносители

В минувшем году украинские морские геологи завершили двухгодичные работы по программе НАН Украины «Ресурсы», в рамках которой изучались нефтегазоносные участки Азово-Черноморского бассейна.

В акватории Черного моря много грязевых вулканов и газовых факелов, которые являются верными признаками наличия углеводородов. Их уже обнаружено около 50. Причем по активности выбросов газа некоторые грязевые вулканы напоминают каспийские, где впоследствии были основаны крупные нефтяные промыслы. Кроме того, на шельфе Черного и Азовского морей выявлены запасы строительных песков, с которыми тесно связаны рассыпные месторождения ильменита, рутила, циркона, магнетита, россыпи тонкого дисперсного золота, а также выявлены железомарганцевые конкреции и железные руды. В глубоководной части Черного моря большой интерес представляет минерализация сульфидов и сапропелей. Еще одной особенностью черноморского дна является наличие так называемых шапок газогидратов метана, которых найдено около 20.

Как сообщил «ДС» академик НАН Украины, главный морской геолог Евгений Шнюков, в минувшем году изучались газогидраты, связанные с грязевыми вулканами, открытыми ранее, а также обнаружена новая кольцевая структура в центре Черного моря диаметром 11–12 км, где, вероятно, имеется большое количество газогидратов. Сейчас специалисты вплотную подошли к детальному геофизическому исследованию наиболее перспективных участков, и за два-три года смогли бы оконтурить месторождения и обозначить залежи.

С районом, в котором можно начать подготовку к разработке первого в Черном море месторождения газогидратов, они уже определились. Как сообщала «ДС», наиболее перспективным участком морского дна считается впадина Сорокина глубиной 2 км, расположенная к юго-востоку от Ялты. Там найдено около 30 грязевых вулканов и зафиксированы выбросы газовых факелов высотой 800 м. Толщина слоя газогидратов, который предварительно изучался, составила около 4 м.

В принципе тема дефицита энергоресурсов, активно муссируемая учеными и бизнесменами уже не первое десятилетие, достаточно активно продвинула вперед технологии добычи новых их видов, в том числе газогидратов. По словам г-на Шнюкова, есть данные, что японско-канадским специалистам удалось решить задачу извлечения газогидратов на полигоне в устье реки Маккензи, создав необходимое для этого промышленное оборудование. В Японии первым местом для их разработки определена впадина Нянхай. Уже в 2007 г. там якобы хотят начать их добычу. По оптимистическому сценарию, к 2017 г. страна планирует полностью обеспечивать себя газом из газогидратов и даже экспортировать подводный метан. Для Украины масштабные инвестиции в создание новых технологий сейчас, скорее всего, не по карману. Однако ученые считают, что, подготовив к разработке первое месторождение газогидратов в Черном море, Украина могла бы привлечь к их добыче инвесторов.

Справка

Газогидраты представляют собой ледяные шапки на дне моря, содержащие метан, окись углерода и незначительные примеси этана и гелия. Как правило, под ними находятся немалые запасы подгидратного газа. По оценкам ученых, в одном кубометре льда содержится 160–170 куб. м метана. По данным объединения «Южморгеология» (г. Геленджик, РФ), наиболее активно занимающегося такими исследованиями в России, общие запасы газогидратов в Черном море составляют 25 трлн куб. м. При этом в украинской его зоне могут оказаться 7–10 трлн куб. м.