Дочерняя компания «Укргаздобыча» НАК «Нефтегаз Украины» вносит значительный вклад в энергетическую безопасность Украины, добывая около 73% объемов природного газа в государстве. В состав компании входят четыре газодобывающих управления, управление по переработке газа и газового конденсата, а также специализированное управление «Укрбургаз», «Укргазпромгеофизика», научно-исследовательский институт природных газов, газоспасательная часть «ЛИКВО». На благо государства в компании работают свыше 21 тыс. человек. Полгода назад в компанию пришел новый руководитель. И сегодня генеральный директор ДК «Укргаздобыча» ЕВГЕНИЙ БАКУЛИН рассказывает о перспективах и проблемах газодобывающей отрасли Украины
— Евгений Николаевич, прошло полгода c тех пор, как Вы возглавили дочернюю компанию «Укргаздобыча». Решением каких первоочередных задач Вам пришлось заняться на этом крупнейшем предприятии?
— Во-первых, хотелось бы отметить, что мне не пришлось начинать все с нуля. Почва для плодотворной работы уже была подготовлена теми структурными реформами, которые с начала 2002 года осуществляет команда управленцев главы НАК «Нефтегаз Украины» Юрия Бойко, а также моим предшественником. Со своей стороны, я прилагаю максимум усилий для того, чтобы компания и дальше продолжала расти и развиваться.
Наша приоритетная задача — это недопущение падения добычи природного газа. Сегодня компания осуществляет промышленную разработку 127 месторождений углеводородов, 73 из которых эксплуатируются в течение 10 — 58 лет. С начала эксплуатации из них добыто 80% запасов. Промышленная разработка ведется в условиях падения объемов добычи газа на 1 млрд. куб м ежегодно. Несмотря на это, за последние годы компании удалось стабилизировать добычу газа на уровне 13,5 млрд. куб. м, газового конденсата и нефти — 640 тис. тонн. В этом году мы намерены добыть 14 млрд. куб. м природного газа и около 800 тыс. тонн нефти и газового конденсата, что превысит прошлогодние показатели на 14%.
— Правда ли, что сегодня добыча газа в Украине нерентабельна?
— На нашу компанию государством возложена ответственная задача обеспечения природным газом социальной сферы. И поэтому весь газ, который добывает ДК «Укргаздобыча», реализуется населению по регулируемому тарифу, который в три раза ниже, чем цены для промышленной категории потребителей, не говоря уже о мировых ценах. Таким образом, обеспечение населения страны природным газом по льготным ценам ставит компанию в экономически затруднительное положение.
Подобная ценовая политика ведется и в отношении сельхозпроизводителей. Когда во время уборочной кампании этой осенью в стране возникла сложная ситуация на рынке нефтепродуктов, ДК «Укргаздобыча» внесла свой посильный вклад в ее стабилизацию и на протяжении довольно длительного времени реализовывала горючее сельхозпроизводителям по фиксированной цене.
Думаю, что и в интересах государства, и в интересах сельхозпроизводителей мы должны укрепиться на рынке нефтепродуктов Украины для того, чтобы иметь возможность балансировать ценовую политику, особенно при посевных, уборочных. Все это можно осуществить путем увеличения добычи газа.
Помимо текущей деятельности, необходимо думать еще и о перспективе: увеличивать разведку, бурение и переработку углеводородного сырья. Поэтому мы вынуждены инициировать повышение цен на газ как для населения, так и для промышленности с целью обеспечения перспективы развития газодобывающей отрасли. В противном случае может произойти необратимый процесс — спад добычи газа. Мы не имеем права этого допустить.
— Каким образом компании удается остаться «на плаву»? Означает ли это, что Вам приходится отказываться от части проектов?
— Ни один проект нами не будет приостановлен. Наоборот, рассматриваем, каким образом можно привлечь кредиты и инвесторов. Это все необходимо для того, чтобы не снижать темпов, которые мы набрали. Ведь за последние годы нам удалось не только стабилизировать добычу природного газа и газового конденсата, но и начать постепенно наращивать ее объемы. Мы предпринимаем меры по реконструкции структуры производства нефтепродуктов и переработке газового конденсата и нефти. И несмотря ни на что, стремимся работать на перспективу. Иного пути нет.
— Согласитесь, в работе каждой компании встречаются проблемы того или иного рода. Какая проблема наиболее актуальна для Вас?
— Самая болезненная проблема для всех добывающих предприятий «Нефтегаза Украины» сегодня — это хищение газового конденсата. Несмотря на, казалось бы, ее незначительность, она имеет серьезный и масштабный характер. В основном эти хищения происходят путем несанкционированных врезок в продуктопроводы. В связи с этим сырье попадает в почву, газовый конденсат проникает в грунтовые воды и тем самым наносит экологический ущерб окружающей среде.
Ни техника безопасности, ни сохранность сырья при этих врезках не соблюдаются. Хищения осуществляются в нарушение всех норм безопасности, в результате чего страдают люди, которые там живут, а иногда — и случайно там оказавшиеся. Для решения этой проблемы и устранения и предупреждения негативных последствий мы активизируем все свои силы и возможности. Мы работаем совместно с силовыми структурами, местными органами власти, и эта работа уже дает свои положительные результаты. В течение этого года наблюдается уменьшение ущерба, который нанесен компании вследствие хищения газового конденсата.
— Можете ли Вы оценить убытки компании от таких противоправных действий в денежном эквиваленте?
— По нашим подсчетам, сумма ущерба, причиненного регулярным хищением газового конденсата, в 2002 году составила около 5 млн. грн. Усилия, предпринимаемые ДК «Укргаздобыча», ДП «Нефтегазбезпека» и НАК в целом, позволили сократить сумму ущерба в 2003 году почти в пять раз. Только за последние месяцы мы возвратили тысячи тонн конденсата — путем задержания бензовозов, проверки нефтебаз. Недавно был случай, когда почти 600 тонн ворованного конденсата было завезено на нелегальную нефтебазу, на которую незаконно был подведен отвод от продуктопровода. Совместно с силовыми структурами этот момент нам удалось зафиксировать и вовремя вернуть газовый конденсат. Сейчас возбуждено уголовное дело, ведется следствие против лиц, виновных в данных нарушениях.
— Евгений Николаевич, Вы долгое время работали на Лисичанском нефтеперерабатывающем заводе — а это частное предприятие. Сегодня Вы возглавляете государственную компанию. Какие отличия в подходах к управлению предприятием? Какой полезный опыт Вы перенесли на новую работу?
— На ЛиНОСе специально привлекались менеджеры, специалисты зарубежных фирм, которые передавали нам свои навыки работы в условиях рынка, жесткой конкуренции. Эти знания обобщались и «привязывались» к нашим условиям. Работа в частной компании учит анализировать свои расходы, постоянно стремиться к минимизации затрат на фоне повышения эффективности производства. Именно этот принцип ставится во главу угла как в НАК «Нефтегаз Украины» так и в ДК «Укргаздобыча».
— Известно, что после Вашего прихода в «Укргаздобычу» компании была передана функция оператора розничной сети «Нефтегаза Украины», и многие подходы к ее созданию были кардинально пересмотрены. Как бы Вы охарактеризовали свою стратегию на рынке сбыта?
— Достройка и усиление всех звеньев вертикально интегрированной структуры является одной из стратегических задач НАК «Нефтегаз Украины». В свою очередь, «Укргаздобыча» отвечает за модернизацию перерабатывающих мощностей компании и развитие ее фирменной розничной сети.
Начиная с июня, мы действительно пересмотрели свои подходы к развитию розничной сети, так как, несмотря на внушительное количество АЗС, она работала малоэффективно. Из-за чрезмерной удаленности станций от завода-производителя компания теряла деньги на транспортировке. К тому ж, возникали проблемы с контролем качества топлива, реализуемого заправками, входящими в нашу джобберскую сеть.
На протяжении лета мы провели так называемую «чистку бренда», в результате чего в сети остались наиболее прибыльные объекты и партнеры, которые смогли зарекомендовать себя не только в финансовом отношении, но и сумели наладить сервис и контроль качества на АЗС. Кроме того, была налажена жесткая система контроля объемов розничной реализации нефтепродуктов. Первые результаты этой работы видны уже сегодня. Сеть «Нефтегаза Украины», насчитывающая сегодня около 100 станций, по своей эффективности не уступает рознице НК «Альянс», «Укртатнафты» или «ЛУКОЙЛа».
Кроме того, оптимизировав работу фирменной сети компании и обеспечив качество своей продукции на всем пути ее следования «от скважины до бензоколонки», мы высвободили дополнительные средства, которые направляем на развитие газодобывающей отрасли.
— Какие надежды Вы возлагаете на развитие этого направления в будущем?
— В своем развитии мы будем руководствоваться законами экономики. Они во многом определяются логистикой поставок топлива, поэтому в первую очередь наше внимание направлено на ближайшие к производителю бензинов — Шебелинскому ГПЗ — регионы: Киевскую, Харьковскую и Полтавскую области. В других регионах немаловажным требованием к партнерам будет техническое состояние АЗС и нефтебаз. Мы пойдем по пути создания в областях операторов, которые будут централизованно снабжать все АЗС в регионе. В перспективе мы хотим реализовывать через розничную сеть около 70% производимых нефтепродуктов, оставляя 30% для оптовой продажи сельхозпроизводителям.
— Достаточно ли будет для обеспечения постоянно растущей сети «Нефтегаза» нынешнего уровня добычи газового конденсата и перерабатывающих мощностей Шебелинского ГПЗ?
— Во-первых, мы проводим модернизацию Шебелинского ГПЗ. Уже в следующем году мощности завода возрастут с 800 тыс. до 1 млн. тонн сырья в год. Параллельно с этим мы планируем продолжать реконструкцию с целью улучшения качества выпускаемой продукции, поскольку требования к топливу в Европе и во всем мире постоянно растут. Мы должны идти в ногу со временем для того, чтобы при необходимости можно было выйти на мировые рынки с экспортом своей продукции.
С приростом объемов добычи конденсата и расширением перерабатывающих мощностей Шебелинки «Укргаздобыча» будет привлекать конденсат, добываемый другими компаниями в Украине. Не исклюен вариант поставок газового конденсата из России.
Такая работа имеет не только производственный, но и социальный эффект. За счет увеличения производственных мощностей мы создаем новые рабочие места, увеличиваем отчисления в государственный бюджет. Поэтому политика всего «Нефтегаза Украины» заключается в том, что в первую очередь мы обязаны развивать отечественную индустрию.