В Украине, которая все больше и больше осознает себя правовым государством, многие нефтегазовые скважины работают как бы нелегально. Когда налоговой надоедает закрывать на это глаза, месторождение пломбируют. В результате теряются природные ресурсы и рабочие места, потому что там, под землей, начинается обводнение и прочие трудно обратимые технологические процессы, ставящие крест на добыче.
Бревном в колесе нефтегазодобывающих предприятий назвал абсолютную неурегулированность вопросов лицензирования использования недр член правления НАК «Нефтегаз Украины» Богдан Крупский. По его словам, лицензии нельзя продлить или обновить независимо от того, сколько времени и средств вложено в разработку месторождения. Зато лицензии можно приобрести на аукционе. Специалист-геолог уверен, и об этом свидетельствует, по его мнению, также и практика, что такой подход неэффективен. То заявок нет, то стартовые цены не устраивают лицензиатов. За весь прошлый год, по словам Крупского, состоялось трое торгов по продаже таких лицензий. На них с горем пополам было куплено лишь одно рудное месторождение. А в этом году от продажи лицензий через аукционы планируется получить 150 миллионов гривен. Полгода уже прошло, а толку никакого. Не хочется ничего прогнозировать, но не понятно, чем это будет компенсировано — спрашивает Крупский.
«Если сегодня остановить Юрьевское и другие месторождения, то не досчитаемся в годовой добыче миллиард кубометров газа, — моделирует ситуацию представитель «Нефтегаза». — Кто ответит за последствия? А продолжая добычу, мы нарушаем законодательство. А это, между прочим, то месторождение, в которое «Нефтегаз Украины» вложил миллионы».
Не устраивает ситуация с лицензиями и дочернюю компанию «Нефтегаза» «Укргаздобыча». По словам заместителя гендиректора предприятия по геологии Владимира Бенько, в прошлом году ДК удалось продлить срок действия 11-ти лицензий. Но сегодня предприятие разрабатывает девять месторождений без лицензий. «Мы нарушаем действующее законодательство, и наши предприятия все время под горнотехническим и геологическим контролем. А также прокурорским надзором. На руководство «Укргаздобычи» уже заведено несколько уголовных дел за разработку месторождений без лицензии. И до конца года их может стать больше, потому что к тому времени истечет срок действия еще 28 лицензий», — сокрушается он.
В общем, вся надежда на парламент и правительство, которые, по мнению специалистов, должны остановить действие статьи бюджетного кодекса, повелевающей реализовывать все лицензии на разработку месторождений только на аукционах. Столь же сильно беспокоит газовиков и нефтяников вопрос рентной платы, составляющей львиную долю отчислений нефтегазодобывающих предприятий в казну. По мнению Крупского, рента должна быть дифференцированной. Сегодня она одинакова и для месторождений Ахтырского района, где добыча из одной скважины достигает 50 тонн нефти в сутки, и для месторождений старого Борислава, где выкачивают одну-две тонны. Исходя из таких показателей, НАКу давно следовало бы закрыть низкодебетные, нерентабельные при нынешних унифицированных рентных платежах скважины. Но он медлит, поскольку это связано с большими затратами на охрану окружающей среды.
Однако, рассуждая о дифференциации, Крупский отмечает, что она должна базироваться не столько на экономических расчетах (рентабельна или нет скважина), сколько на объективных горных условиях. В России такой подход давно уже взяли на вооружение.
У нас же земли, на которых ведутся геологоразведовательные работы, а впоследствии предполагается разрабатывать месторождения, распаевывают. В результате один человек получает в собственность землю, а другой покупает лицензию на добычу природных ископаемых. Подобные случаи описывал журналистам и.о. главы Госкомитета природных ресурсов Иван Макаренко. Он считает, что государство не должно допускать такого развития событий и обязано гарантировать недропользователю землеотвод при покупке лицензии.
Специалисты считают, что лицензии на новые месторождения имеет смысл продавать с аукциона, а те, которые уже находятся в эксплуатации, необходимо продлевать, минуя торги. Для торговли лицензиями или, правильнее, спецразрешениями, по мнению геологов из различных ведомств, необходимо создать минерально-сырьевую биржу.