В мае Украина и Узбекистан намерены обсудить условия совместной разработки азиатских месторождений нефти и газа. Эксперты говорят, что даже при успешном проведении переговоров на пути реализации этих планов может стать Россия, которая вряд ли согласится предоставить транзитные услуги для поставок узбекских нефти и газа в нашу страну.
В конце апреля министр топлива и энергетики Юрий Бойко провел встречу с главой правительства Узбекистана Шавкатом Мирзияевым, на которой обсуждалась возможность добычи углеводородов на территории республики. Топливный министр предложил заключить договор на передачу в концессию Украине месторождений Устюртского района и совместную разработку законсервированных нефтяных скважин.
Эксперты не сомневаются, что на майских переговорах узбеки подтвердят свою готовность совместной газовой и нефтяной добычи, припоминая, что азиаты и сами неоднократно выступали с подобными инициативами. Впервые они заговорили об этом еще в 1993 г., предложив тогдашнему президенту Леониду Кучме создать совместные предприятия для освоения их месторождений. Однако Леонид Данилович, всегда чутко прислушивавшийся к мнению Кремля, спустил эти планы на тормоза. В 2000 г. президент Узбекистана Ислам Каримов подал Украине второй сигнал к объединению усилий по добыче энергоносителей, сделав предложение, от которого сложно было отказаться. Ташкент готов был предоставить нашей стране в концессию территории, на которых возможна добыча нефти и газа. По условиям договора Киев мог бы получать половину добытого сырья с возможностью его льготной транспортировки. Тогда на это предложение откликнулась «Укрнафта», но в ходе переговоров выяснилось, что ее взнос в реализацию проекта должен составить несколько сотен миллионов долларов, к чему наши нефтяники оказались не готовы.
Наблюдатели полагают, что условия украинско-узбекского энергетического сотрудничества, которые планируется обсудить в мае, будут идентичны выдвинутым Ташкентом в 2000 г. «Очевидно, что от нас и сейчас потребуется вложить в разработку много денег, но эти инвестиции могут достаточно быстро окупиться. Сейчас мы закупаем тысячу кубометров по $130, а себестоимость добычи газа примерно одинакова что в Украине, что в России, что в Узбекистане и находится в пределах $30/тыс. куб. м. С учетом затрат на транспортировку и прочих расходов на границе Россия–Украина Киев может получить голубое топливо по $60–70/тыс. куб. м, — говорят эксперты. — При этом следует учитывать, что чем больше будет удельный вес дешевого узбекского газа в общей структуре поставок голубого топлива в Украину, тем ниже будет средняя цена на газ для нашей страны».
Впрочем, строя столь грандиозные планы, нельзя не учитывать российский фактор. Москва всегда очень чутко реагировала на проводимые между Киевом и Ташкентом энергетические переговоры и делала ответный ход. В 2002 г. НАК «Нафтогаз України» начала активно обсуждать с национальной холдинговой компанией «Узбекнефтегаз» возможность разведки Устюртского региона с последующей разработкой выявленных месторождений и поставкой добытых углеводородов в Украину. Однако РФ сумела перебить нам карты. Уже через несколько месяцев после начала переговоров «Газпром» подписал с «Узбекнефтегазом» соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли, которое предусматривало участие российского газового монополиста в проектах добычи природного газа на территории Узбекистана на условиях соглашения о разделе продукции. Пилотным стал проект по доразработке газоконденсатного месторождения Шахпахты в Устюртском регионе с ежегодным объемом добычи порядка 0,5 млрд куб. м. Теперь компании планируют подписать соглашение по разработке других, более мощных газоконденсатных месторождений данного региона (на уровне 0,8–1 млрд куб. м газа в год). Очевидно, что нынешнее общение Киева и Ташкента подтолкнет Кремль к быстрейшей реализации этих планов.
Безусловно, Узбекистан может одновременно сотрудничать и с Россией, и с Украиной. Проблема заключается лишь в том, что с этим вряд ли смирится Кремль, с которым нам в конечном итоге придется договариваться о прокачке узбекского газа через российскую территорию. Техническая возможность поставлять дополнительные объемы азиатского газа на территорию Украины существует, но об этих поставках нужно вести переговоры с «Газпромом», для которого они априори неинтересны. Кроме того, не следует забывать, что в 2005 г. «Газпром» выкупил мощности газотранспортной системы Узбекистана на четыре года. По соглашению россияне законтрактовали до 2010 г. все мощности ГТС республики, остающиеся свободными после загрузки системы экспортными объемами узбекского газа и газа, необходимого на технологические нужды. Так что в любом случае мы зависимы от «Газпрома», который наверняка скажет, что свободного объема в трубе для перекачки нет.