На фоне топтания на месте Украины в газовом вопросе россияне монополизируют поставки среднеазиатского газа. Фактически, провалив разрешения проблемы цены «голубого» топлива на следующий год, топливно-энергетический блок украинского правительства сменил акценты своей деятельности. Премьер-министр Виктор Янукович требует от России максимальной прозрачности при определении стоимости природного газа, а Юрий Бойко подверг критике действия предыдущих правительств в газовой сфере.
На прошедшей неделе «Нафтогаз» опубликовал аудит своей отчетности за 2005 г., проведенный Ernst&Young. При этом в компании особо акцентировали внимание на том, что практика публикации таких отчетов была внедрена в то время, когда НАК возглавлял сегодняшний министр топлива и энергетики Юрий Бойко, а в 2005 – первой половине 2006 г. такие данные не публиковались. Напомним, что в этот период «Нафтогаз» возглавлял Алексей Ивченко.
В целом, на фоне неудачных газовых переговоров с Россией и Туркменистаном руководитель Минтопэнерго сменил акцент приложения своих усилий, разразившись критикой в адрес бывшего руководства «Нафтогаза», досталось также экс-премьер-министрам Юлии Тимошенко и Юрию Еханурову. Правда, глава БЮТ в долгу не осталась, потребовав от парламента создать спецкомиссию, которая займется расследованием экономической целесообразности поднятия цен на газ для населения.
Что касается результатов финотчетности, то они не радуют: при более чем 4% росте консолидированных доходов НАКа валовая прибыль компании уменьшилась почти на половину и в отличие от 2004 минувший год «Нафтогаз» окончил с убытками. Негативный баланс имеет и большинство остальных показателей.
Финансовые результаты деятельности НАК «Нафтогаз»
показатель |
2004 |
2005 |
Валовая прибыль, млрд. грн |
2 858 |
193 |
Консолидированные доходы млн. грн |
35 460 |
36 959 |
Консолидированная прибыль, млн. грн |
8 |
-1 842 |
Кредитный портфель, млн. грн |
4 795 |
9 186 |
Соотношение консолидированная задолженность/собственный капитал |
13,3% |
26,8% |
Оплаченные проценты по кредитам, млн. грн. |
166 |
554 |
Долговременные обязательства, млн. грн |
3 697 |
7 862 |
Собственный капитал, млн. грн |
36 067 |
4 287 |
Среди основных причин ухудшения финансового состояния «Нафтогаза» называются, прежде всего, причины «газовые»: низкие регулируемые тарифы на внутреннем рынке Украины при удорожании экспорта, срыв «туркменской программы», предусматривавшей бартерные расчеты за поставляемый газ, а также резкое усиление налоговой нагрузки на предприятия НАКа.
Поэтому в «Нафтогазе» разработали ряд механизмов по улучшению финансовых показателей: «стабилизацию отношений с РФ для достижения взаимовыгодных условий относительно объемов и стоимости природного газа». Также предполагается возобновить экспорт газа и привести внутренние цены и тарифы на транспортировку газа «к экономически обоснованному уровню». Однако успехов в данных начинаниях пока достичь не удается.
До сих пор более-менее конструктивный диалог получилось наладить только с ЕС. На переговорах с руководством Еврокомиссии и ЕБРР были подтверждены гарантии финансирования работ по реконструкции украинской газотранспортной системы. Представители Евросоюза также выразили удовлетворение темпами заполнения украинских ПХГ, что, согласно экспертным оценкам, может несколько улучшить позиции Украины на газовых переговорах с Россией.
Тем временем, Россия усиливает свои позиции. Не ограничиваясь Северо-Европейским газопроводом, «Газпром» усиленно лоббирует и его южно-европейский аналог, который должен стать продолжением трансчерноморского газопровода «Голубой поток». К участию в этом проекте, являющемся альтернативой газопроводу NABUCCO (который должен поставлять среднеазиатский и иранский газ в Европу минуя Россию), помимо венгерской MOL, приглашается и традиционный партнер «Газпрома» итальянская ENI.
В соответствии с этой установкой в ходе консультаций президентов РФ Владимира Путина и Казахстана Нурсултана Назарбаева был выработан взаимовыгодный механизм газового сотрудничества, позволяющий «Газпрому» и «Казмунайгазу» разделить прибыль от экспорта Казахстанского газа в Европу по каналам «Газпрома». Предполагается, что уже в начале октября этого года будет создано совместное предприятие, закупающее газ у международного консорциума на наиболее перспективном на сегодня казахстанском месторождении Караганчак по $50-60 и реализующее его «Газпрому» после обработки на Оренбургском ГПЗ по $140-145 за тыс. м3. Это СП должно будут в течении15 лет ежегодно перерабатывать и реализовывать порядка 15 млрд. м3 газа. При этом у консорциума, добывающего газ на Караганчакском месторождении, будет не новосозданное СП, а другое уже работающее совместное российско-казахстанское предприятие в лице «Казросгаза».