В споре между Украиной и Румынией в отношении черноморских территорий должен поставить точку Международный суд ООН. Бухарест выполнил свое обещание и передал дело по делимитации континентального шельфа в Гаагу. Киев и Бухарест теперь будут доказывать свою правоту третьей стороне. Сколько понадобится времени на рассмотрение дела — никто не берется сказать. В чью пользу оно будет решено — также не просто ответить.
«Решение Румынии представить иск в Международный суд на Украину вызвано отсутствием перспективы у двусторонних румынско-украинских переговоров, которые начались в 1998 году, и до сих пор прошло 24 раунда переговоров без существенного прогресса», — процитировала заявление пресс-секретаря правительства Румынии Деспину Нягое Би-Би-Си. Отношения между Киевом и Бухарестом всегда были довольно напряженными. В первую очередь из-за нерешенности пограничных проблем, которые, собственно, бросали тень на развитие сотрудничества двух стран в любых других сферах. Существование кризиса в отношениях подтвердил недавний отказ министра иностранных дел Румынии прибыть в Киев с визитом. Хотя не все время соседства украинско-румынские контакты находились, мягко говоря, в состоянии неопределенности. Первое из двусторонних достижений — заключение в 1997 году договора об отношениях добрососедства и сотрудничества. Второе — в прошлом году президенты Украины и Румынии подписали договор о режиме государственной границы. Оставалось только подготовить соглашение о разграничении континентального шельфа и исключительных экономических зонах в Черном море. Однако здесь стороны оказались бессильными достичь компромисса.
О планах Бухареста обратиться в Гаагу стало известно еще несколько месяцев назад. Румынское правительство даже внесло в свой бюджет строку, в которой речь шла о расходах, связанных с обращением в высшую судебную инстанцию ООН. Не исключено, что катализатором для осуществления румынских планов послужило открытие Украиной глубоководного судоходного канала в дельте Дуная. Этим самым Киев поставил под угрозу монопольное транспортное право Бухареста на черноморском проходе реки. Эксперты, кроме того, связывают обращение в Гаагский суд с будущими выборами в Румынии, которые состоятся в стране фактически через два месяца. Стоит напомнить, что до 2000 года президент Ион Илиеску возглавлял оппозиционную Социал-демократическую партию Румынии (бывшую Коммунистическую). И именно СДПР критиковала подписание с Украиной Большого политического договора. Даже став президентом, он иногда вспоминал о невыгодности этого документа для Бухареста. Правящие силы Румынии остаются верными себе. Обращение в Международный суд в Гааге вполне может быть ориентированным на внутриполитический румынский рынок. Румынские политики, которые находятся при власти, могут сегодня с показной уверенностью убеждать избирателей в том, что позиция Бухареста одержит верх во время рассмотрения в Гааге. Когда же со временем результат окажется противоположным, можно полагаться на то, что сделали все возможное для доказательства своей правоты, однако гаагские законодатели почему-то не прониклись румынской аргументацией.
Украина делала ставку на разрешение спора в двустороннем формате. Хотя Киев имел такое же право обратиться в Суд, как и Бухарест (об этом стороны договорились еще в 1997 году). По своему существу обращение в Гаагу можно отнести скорее к позитивным шагам. Как в Румынии, так и в Украине неоднократно заявляли, что это — также цивилизованный подход для решения сложной ситуации. Специалисты по международному праву отмечают, что разрешение споров в Гааге в любом случае лучше, чем вражда сторон. Хотя, конечно, идеальный вариант, если странам удалось бы договориться без привлечения посредников. Начиная с 1946 года, Международный суд принял 79 решений по поводу разнообразных споров (делимитация сухопутных и морских границ; нерушимость территориального суверенитета; невмешательство во внутренние дела; предоставление убежища и тому подобное). Сегодня на рассмотрении в Гааге находится 20 дел.
Впрочем, Киев воздерживался от судебной волокиты в первую очередь из-за дороговизны такой процедуры. Согласно некоторым подсчетам — страна вынуждена израсходовать до десяти миллионов долларов. На рассмотрение дела может понадобиться пять лет. Хотя, принимая во внимание то, что Суд уже имел дело с подобными спорами, времени может понадобиться меньше.
На время подготовки материала официальная позиция Киева по румынскому иску не была обнародована. Хотя министр иностранных дел Константин Грищенко неделю назад заявлял по этому случаю: «Это не наш выбор — идти в Международный суд. Хотя для нас это не является проблемой. Единственная проблема, что мы создаем хорошие условия для юридических фирм, к услугам которых придется обращаться обеим сторонам. Если мы хотим дать возможность заработать им деньги — пожалуйста, по- видимому, это кому-то надо». Министр отметил, что Украина «отдавала преимущество договориться непосредственно вдвоем». «Просто мы могли бы сделать по-другому. Но если придется делать, как предлагают румыны — пойдем в Международный суд».
Вопрос о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне — очень сложный и деликатный в отношениях практически всех государств мира. Каждая страна пытается как можно больше учесть свои интересы, и некоторые государства ведут переговоры в течение десятков лет. Один из основных вопросов, по которому дипломаты никак не могут прийти к согласию, — определение точки, которая будет начальной для делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон двух стран. Также Бухарест не мог смириться с островным статусом Змеиного. Румыны убеждены, что он является ни чем иным, как скалой. Бухарест неоднократно выражал свое возмущение, что территория в 17 га (остров Змеиный) не может доминировать над берегом в 300 км. По сообщениям геологов, на континентальном шельфе у острова разведаны нефтегазовые месторождения, которые лежат на глубине около двух километров. Отсюда — такой интерес к «справедливому» разграничению. Румыны даже предлагали осуществить делимитацию шельфа и исключительных экономических зон без учета принадлежности острова Змеиного Украине. При этом от нашего государства отошло бы около 7700 квадратных километров украинского шельфа и экономической зоны. В МИД Украины настаивают, что по всем критериям Змеиный — остров.
Самое главное, что обжалованию решение Международного суда не подлежит. Если одна из сторон отказывается его выполнять, то другая может обратиться за помощью в Совет Безопасности ООН. Впрочем, об этом пока что говорить рановато…