Финал Каспийского передела

На прошлой неделе на международной конференции в Москве продолжился давний спор между Азербайджаном, Казахстаном, Ираном, Россией и Туркменистаном о правовом статусе Каспийского моря. Общий ход встречи, по мнению многих обозревателей, дает определенную надежду, что уже в текущем году раздел богатого на нефть и газ Каспийского моря может быть полностью завершен. Однако в пятистороннем споре появился новый участник — США, которые также не прочь принять участие в разделе

На конференции “Каспий: правовые проблемы”, которая состоялась на прошлой неделе в Москве, пять прикаспийских государств, включая Иран, в очередной раз принялись делить Каспий с его богатыми биоресурсами и, в первую очередь, нефтегазовыми месторождениями. Борьба за определение статуса моря-озера, некогда весьма бурная, в последние годы приобрела позиционный характер. Если раньше Россия всячески настаивала на международном характере каспийских вод, что лишало Азербайджан права на исключительную разработку нефтяных месторождений каспийского шельфа, то теперь она уже согласна разделить акваторию Каспия на национальные зоны по так называемой “срединной линии”. Северный Каспий по соглашению между Россией и Казахстаном уже фактически поделен. Заметно утихли споры и между представителями других прикаспийских государств. Так что на московской конференции участники обсуждали текст итоговой декларации, которая окончательно закрепит статус Каспийского моря. Подписывать декларацию государственные лидеры пяти государств планируют в Ашхабаде этой осенью.

Однако говорить о том, что в деле раздела Каспия можно будет в скором времени поставить точку, пока все же преждевременно. Война с терроризмом и появление военных баз США в Центральной Азии прибавили новый штрих к затянувшейся дискуссии. Специальный советник госсекретаря США по вопросам дипломатии в Прикаспийском регионе Стивен Манн заявил в прошлый вторник, что Вашингтон не намерен соперничать с Россией в этой зоне. Однако он дал понять, что США не прочь содействовать разрешению спора по разделу Каспийского моря, если последует приглашение от прикаспийских государств.

Безусловно, что для России появление нового участника в почти улаженном споре вовсе нежелательно. Заместитель министра иностранных дел России Виктор Калюжный заявил, что все споры по статусу Каспия и использованию его богатств являются делом исключительно пяти прикаспийских государств. Российское правительство убеждено, что статус Каспийского моря уже определен с момента подписания в 1921 году договора между Россией и Персией, а также соглашением о мореплавании между СССР и Ираном от 1940 года. Впрочем, мало кто в Москве возражает против того, что эти документы исторически устарели и необходимо в процессе двусторонних переговоров пяти прикаспийских государств выработать новый, третий, договор о разделе и дна, и водной толщи.

Недовольные

Москва не возражает против деления каспийского дна на национальные сектора. Уже подписаны соответствующие соглашения с Азербайджаном и Казахстаном. При этом, однако, Россия настаивает на общем использовании водной толщи и ее богатств. Кроме того, Россия считает, что новые морские границы не должны восприниматься в буквальном смысле слова. Они, в первую очередь, обозначают суверенитет того или иного государства в отношении богатств, которые залегают в недрах Каспийского моря. Такой подход пока не устраивает Туркменистан и Иран. Позиция этих двух стран представляет больше проблем для Казахстана и Азербайджана, нежели для России, которая не имеет с ними общих морских границ на Каспии.

Тегеран твердо стоит на позиции соблюдения договоров с Россией и СССР и утверждает, что “преемники исчезнувшего государства” должны соблюдать все международные обязательства, заключенные этим государством до его распада. Такая позиция дает Ирану право претендовать на примерно 20% каспийской акватории. На днях иранский министр нефти Бижан Намдар Зангане заявил, что, не дожидаясь подписания декларации о статусе Каспия, Иран начнет разработку месторождений в водах, которые он считает своими. Туркменистан также против методики раздела Каспия по срединной линии, пока принимаемой остальными тремя государствами СНГ за основную. Отказ от этого принципа позволяет Тегерану и Ашхабаду распространить свою юрисдикцию на новые нефтяные месторождения в Каспийском море и препятствовать освоению спорных месторождений Азербайджаном.

Споры о каспийских энергоресурсах чрезвычайно опасны. Осенью прошлого года Азербайджан направил геологоразведочное судно к нефтяным месторождениям на юге Каспийского моря, которые Иран считает спорными. В ответ Тегеран поднял в воздух военную авиацию, которая, по утверждению Баку, пересекла государственную границу Азербайджана. Ситуация оставалась накаленной до тех пор, пока Турция, традиционная союзница Азербайджана, не решилась на демарш. Анкара отправила в Баку свою эскадрилью “Турецкие звезды”, пилоты которой на протяжении нескольких дней демонстрировали свои возможности над азербайджанским сектором Каспия. При этом СМИ Турции и Азербайджана назвали эту операцию “обыкновенными образцово-показательными полетами”.

Подобные инциденты заставляют некоторых обозревателей сомневаться в том, что Каспий будет разделен уже в текущем году, как об этом заявил на конференции Виктор Калюжный. Будучи спецпредставителем президента, о скором разделе Каспийского моря он заявляет с завидной регулярностью. Правда, потом выясняются всевозможные не учтенные ранее обстоятельства, в связи с которыми “каспийский вопрос” остается нерешенным по сей день.

Нефтегазовые ресурсы Каспийского региона

Страна Доказанные резервы нефти
(млрд. т)
Возможные резервы нефти
(млрд. т)
Доказанные резервы газа (млрд. куб. м) Возможные резервы газа (млрд. куб. т)
Азербайджан 1,9 5 311 990
Иран 0,01 2,3 0 311
Казахстан 2,8 14,6 1 981 2 490
Россия 0,4 2,2 Н/д Н/д
Туркменистан 12,7 12,7 2 858 4 500
Всего 5,3 37 5 150 8 291

Источник: Energy Information Administration