Анатолий МАТВИЕНКО: «Мы проиграли информационную атаку на Крым»
Туристический поток к концу года, как считают специалисты, может достигнуть рекордной для Крыма цифры и перевалить за пять миллионов. В Крыму уже побывали более 3,8 миллионов гостей, что на 10—15% больше прошлогоднего. По данным Минкурортов Крыма, 578 работающих в Крыму здравниц заполнены на 97,9%, на 80% загружен частный сектор жилья. Это несомненный успех, который может принести в бюджет автономии совсем не лишнюю весомую добавку.
Вместе с тем, как считают в Министерстве курортов Крыма, это лето уникально и по числу «сенсаций», которые опубликованы в мировых СМИ о Крыме. Первой была весть об обнаружении на Керченском полуострове «захоронения радиоактивных самолетов». Потом страшилки посыпались как из рога изобилия: в Крыму обнаружили холерный вибрион, отдыхающие на пляжах массово травмируются выброшенными шприцами и заражаются СПИДом, все пляжи закрыты из-за выброса неочищенных канализационных стоков, купальщики рискуют заразиться кишечными заболеваниями…
Глава правительства Крыма Анатолий Матвиенко недавно высказал свою концепцию происходящего: в условиях полной свободы слова органы власти Крыма не смогли завоевать информационное поле и полностью проиграли информационную атаку на Крым, целью которой является дискредитация крымского курорта. И хотя о недостатках крымского курорта также можно говорить часами, специалисты считают, что в оценке ситуации главой правительства есть значительная доля истины.
Достаточно посмотреть, как разворачивалась каждая из таких ситуаций: как правило, сначала какое-либо мелкое информационное агентство распространяет броскую и привлекающую к себе внимание «новость». Только в Крыму организаций, которые называют себя «информационными агентствами», уже больше десяти, причем большинство из них распространяют практически бесплатно по сетям интернета и электронной почтой свою «ленту», которая с чисто профессиональной стороны не выдерживает никакой критики. В таких «агентствах» часто работает от 3 до 5 человек, часто вообще не журналистов. Их продукт состоит из нескольких десятков отдельных сообщений, которые содержат удивительную смесь правды, полуправды, слухов или просто преднамеренной лжи. Большей частью авторы этой информации или вообще не ссылаются на источники, а если и ссылаются, то на такие, для которых сообщаемая «новость» не является своей или же не входит в их компетенцию, поэтому они и не могут нести ответственность не только за ее последствия, но и за ее достоверность. Да и достоверность информации не является для таких агентств предметом особой заботы. Причем из-за малого штата они взяли привычку работать путем заимствования информации друг у друга. Бывает так, что одно агентство сообщает «сенсацию», и через несколько минут лента другого агентства уже содержит ту же новость, изложенную дословно, но без ссылки на первоисточник, или со ссылкой, но на явно выдуманный или некомпетентный источник. Через несколько минут — новость уже в ленте третьего, четвертого агентства. Через пару минут — она уже стоит на новостных интернет-сайтах, большинство из которых также по какой-то причине не заботятся о качестве ссылок и достоверности источников. «Новость» как эстафету подхватывают другие СМИ. Для придания ей видимости достоверности многие привлекают комментарии специалистов (а то и неспециалистов!), которые добросовестно и со знанием дела комментируют «новость», как бы изначально предполагая, что она соответствует действительности. К вечеру она попадает на экраны практически всех каналов телевидения, на утро — она стоит в газетах.
Дальше на новость начинает реагировать и «принимать меры» начальство: создаются комиссии, проводятся проверки, издаются документы, все это сопровождается новыми комментариями, привлекаются смежные факты, проводятся аналогии, публикуются сведения из «похожего опыта», догадки и слухи смешиваются с реальными данными, и за один два дня эта «новость» вовлекает в «водоворот сенсации» даже мировые СМИ, как это было со «спидоносными шприцами», информацию о которых передал даже «Голос Америки». И тут оказывается, что «новость» имеет в своей основе либо ничтожный по своему значению и масштабам факт, либо вообще выдумана. Первоначальный источник «сенсации» при этом часто уходит в тень, да из-за массовых и тотальных перепечаток его и обнаружить практически невозможно, но если ему и удается предъявить претензии, то оказывается, что по каким-либо формальным причинам привлечь его к ответственности просто невозможно. Самое большое — он каким-либо образом дезавуирует свою информацию. Начинаются опровержения. Но суть их в том, что распространяются они, как правило, во-первых, только незначительной частью тех СМИ, которые распространили саму ложную новость, во-вторых, только внутренними крымскими или украинскими СМИ, хотя ложь вышла далеко за пределы страны. До потребителей информации в России, например, в Прибалтике, в странах Европы, Африки, Азии, других регионов, проверенные и достоверные сведения насчет несостоявшейся сенсации просто не доходят, и они остаются в полной уверенности, что все так и было, хотя на самом деле, были полностью дезинформированы…
На днях в Керчи начальник паромной переправы Крым — Кубань Николай Коверниченко группе политиков и большой массе журналистов рассказывал о работе переправы и поделился наблюдением. По его утверждению, в Кубани очередь желающих переправиться в Крым на отдых составляет несколько дней, однако каждый раз паромы с той стороны приходят нагруженными на три четверти, а то и на половину. Он утверждает, что российская сторона умышленно сдерживает поток выезжающих на отдых в Крым, стараясь сдержать, таким образом, и вывоз денег, и получение своими гражданами информации о жизни в Украине. С другой стороны, рассказывают уже железнодорожники, в России на поезда в Украину билетов практически не достать, а поезда пересекают границу полупустыми. Специалисты министерства курортов Крыма считают, что у соседей существует слаженная информационная система дезинформации относительно ситуации в Крыму, и составной частью ее является созданный на полуострове механизм создания ложных сенсаций, функционирование которого мы только что описали. Это подтверждает и то, с какой охотой и оперативностью эти сенсации подхватывают в первую очередь российские СМИ — интернет- сайты, радиостанции, телеканалы и газеты.
Как говорит министр курортов и туризма Крыма Александр Таряник, распространение как ложных, так и полуправдивых, но доведенных до абсурда сведений о Крыме было всегда, но в этом году процесс особенно, во- первых, интенсифицировался, во-вторых, стал изощренно утонченным. Взять информацию о шприцах. Заместитель министра здравоохранения Крыма Галина Михайлова опровергла информацию о якобы имевших место случаях заражения СПИДом на крымских пляжах от случайных уколов выброшенными использованными шприцами: «На пляжах ни одного шприца обнаружено не было», — подчеркнула Галина Михайлова. Тем не менее, по ее словам, Министр здравоохранения Украины Николай Полищук распорядился проверить эту информацию, и с этой целью в Крым были направлены специалисты из Киева. «В Крым направлено восемь специалистов Минздрава Украины, которые проверяют не только информацию о шприцах, но и проверяют работу санэпидемслужбы Крыма в целом, ситуацию в курортных городах — пляжи, систему водоснабжения, санитарную очистку», — сообщила замминистра здравоохранения.
А что же было? Галина Михайлова признала, что в Крыму имели место случаи травмирования использованными шприцами — за 6 месяцев (! — Авт. ) текущего года таким образом травмировано 13 человек. «Эти случаи зарегистрированы на дворовых площадках, на территории приусадебных участков, в производственных помещениях, — сообщила замминистра. — Все шприцы были обследованы и, к сожалению, в шести из них были обнаружены антитела с ВИЧ, но реально никто в этих случаях не заразился». Стоит ли говорить, что благодаря широте распространения этой информации, которая, во-первых, перенесла место действия на пляж, во-вторых, локализовала его только в Крыму, в-третьих, случаи за полгода собрала в несколько последних дней, в четвертых, сформировалавпечатление массовости и особой опасности, — она и создала у ее потребителей нужное нашим соседям впечатление, что в Крым ехать не стоит. Хотя, если помыслить логически, то шприцы могут в такой же мере быть разбросаны и по пляжам Сочи, Анапы и другим курортам мира, как и в Крыму; во-вторых, вероятность их заражения разными болезнями там такая же, как и здесь; в-третьих, каждым шприцом может пораниться только один человек, а не масса. Поэтому, вероятно, глава крымского правительства и заявил, что панику по поводу шприцев в Крыму посеял министр здравоохранения Украины Николай Полищук, который «усиленно» среагировал на не заслуживающую доверия информацию. Но, с другой стороны, можно ли упрекать министра за это? Он что, должен был ее попросту проигнорировать?
Случай с холерным вибрионом в воде Северо-Крымского канала похожий. Специалисты знают, что в любой воде много бактерий, среди них и холерный вибрион. Однако последний бывает токсичным и нетоксичным, так вот, нетоксичный есть в воде практически всегда, но бояться надо токсичного, который и распространяет болезнь. «Кто-то, кто имел намерение сделать из этого сенсацию, это отлично знал, — говорит Анатолий Матвиенко. — Он знал также и то, что журналисты, как правило, этой тонкости не знают, а потому достаточно в словосочетании «обнаружен нетоксичный холерный вибрион» выбросить второе слово, как можно гарантировать панику».
А вот информация о выбросе в Черное море на ЮБК неочищенных стоков была замешана на простом преувеличении и искажении сути и масштабов события. Действительно, как рассказал Анатолий Матвиенко, «у нас произошло два выброса — в массандровской зоне и в «Артеке». В результате появилось дословно такое сообщение: «В результате отключения электроэнергии на водоочистных сооружениях Ялты произошел несанкционированный сброс неочищенных городских стоков в акваторию Большой Ялты, в связи с чем ялтинские пляжи закрыты для посещения», повторенное многими СМИ. Однако, во- первых, авторы сообщения не указали, что в Ялте, как и во всех других приморских городах, в том числе и в Сочи и в Анапе и т.д., канализационные стоки всегда (!) выбрасываются в море. Это происходит по трубам, уходящим далеко — на несколько километров! — в море, на большую глубину, в район, где в морской воде залегает сероводород, который и нейтрализует уже раз очищенные стоки окончательно. Уникальность упомянутого случая в Ялте состояла только в том — и это должны были указать авторы сообщения! — что из-за временного отсутствия электричества, а значит, остановки очистных сооружений, для того, чтобы не было их переполнения, — а значит, значительно большей катастрофы! — в море на ту же глубину и по тем же трубам, что и всегда! — всего из двух из десятков имеющихся очистных сооружений было сброшено некоторое количество неочищенных стоков. Все остальное — штатно, как и всегда. Во- вторых, это еще не реализовавшееся, а только потенциально возможное загрязнение могло касаться не всех 70 километров ялтинских пляжей, а только двух участков, которые и были закрыты, — 500 метров в Массандре и 300 метров в районе поселка Гурзуф в «Артеке». «Хочу сказать, что 800 метров закрытых пляжей по ЮБК, — это не катастрофа», — говорил Анатолий Матвиенко в то время, когда все СМИ уже сообщали — все крымские пляжи якобы загрязнены и закрыты для посещения. К этой информации подавалась дополнительная «приправа», полностью, впрочем, соответствующая действительности, — на всех пляжах Большой Ялты взяты пробы воды, проводится заседание комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций, и это только увеличивало напряжение. А что в результате? Анализы показали, что даже на этих двух потенциально опасных пляжах загрязнение не достигло прибрежных вод и не создало никакой опасности. Все пляжи в Крыму экологически чисты и везде можно купаться, заявил в итоге Министр здравоохранения Николай Полищук.
А самая последняя «утка» возникала так. В Симферополе провел пресс-конференцию бывший сотрудник Института минеральных ресурсов кандидат наук Бенедикт Шкандрий. Он сказал дословно следующее: «Уже 50 лет в Симферополе на базе крымского отделения Украинского государственного геологоразведочного института работает лаборатория по нахождению золота. Причем наличие золота в породе определяется путем амальгамации с использованием ртути. Таким образом, в день делается до 20 проб, для этого используется около 400 граммов ртути, которая сливается в канализацию. Таким образом, за 10 дней в канализацию попадает около четырех килограммов ртути, за тридцать лет — около пяти тонн. Сброс ядовитых отходов в окружающую среду продолжается и сегодня. А рядом с институтом находятся школы, детский парк! — подчеркнул Шкандрий. — Вывод — Симферополю угрожает экологическая катастрофа». Большинство информагенств, проигнорировав профессиональное требование о подтверждении информации как минимум из двух независимых источников, так дословно и передали сказанное Шкандрием. Более добросовестные телевизионщики, удивленные сообщением о незамеченных до этого в городе тоннах (!) ядовитой ртути, выбрасываемых в канализацию, обратились за комментарием в сам Институт минеральных ресурсов, и оказалось, что все не так. Лаборатория действительно есть, но сейчас не работает. Ртуть применялась, но не в таких количествах, к тому же, в канализацию не выбрасывалась. И наконец, Бенедикт Шкандрий специалист совсем в другой области. И тут же обнаружилась причина, побудившая его распространить «сенсацию»: во-первых, он надумал идти в депутаты на предстоящих выборах, и ореол борца за чистоту окружающей среды не будет лишним; во-вторых, для этого он создал частное предприятие «Интергеоэкосервис», под которое надеется получить государственное финансирование, а потому считает, что громкие заявления делу не повредят. Соответственно, информация Бенедикта Шкандрия, как оказалось в итоге, не является достоверной, тем не менее, вслед за лентами агентств, она уже выставлена на сайтах. Можно не удивляться, если о ней начнут говорить радио и телевидение, если она появится в газетах. И она, надо думать, не будет последней…
Жизнь полна сенсаций, только надо уметь найти их! Некоторые занимаются только этим, а то, что миллионы людей при этом просто вводятся в заблуждение, их не волнует. Но хоть кого-то в Украине это должно волновать?