Технология гидроразрыв пластаа (фрекинг), которая применяется для добычи сланцевых углеводородов, хоть и может загрязнить питьевую воду, но нет явных признаков того, что она оказывает «системное воздействие на ресурсы питьевой воды в США». Такой вывод следует в обнародованном накануне фундаментальном исследовании американского Агентства по защите окружающей среды (EPA). Говорится в материале EnergyWire, освещающего вопросы добычи нетрадиционных энергоресурсов, пишет Natural Gas Europe.
Научные выводы по последствиям применения гидроразрыва пласта давно ждали не только в США, но и в Европе, где не утихают споры между сторонниками и противниками этой инновационной технологии добычи углеводородов.
«В настоящий момент это самый полный свод научной информации, включивший 950 источников информации – материалы публикаций, многочисленные технические отчеты, информацию от заинтересованных сторон и аналитические выкладки экспертов EPA. Наши оценки дают государственным регуляторам, всем сообществам на местах и представителям добывающей отрасли необходимую базу для определения наилучших мер защиты здоровья нации и ее ресурсов питьевой воды», — заявил научный консультант EPA Томас Берк.
Напомним, что именно EPA разработало федеральный стандарт качества питьевой воды в США. В оценке потенциальных последствий гидроразрыва учитывался весь цикл – начиная с забора воды, формирования состава для «впрыска» под высоким давлением и до конечных стоков использованных водных масс с их нейтрализацией. Именно на таком подходе настаивали защитники окружающей среды и качества жизни в районах нетрадиционной добычи. Напротив, «сланцевики», не заинтересованные в ужесточении требований со стороны регуляторов, предлагали ограничиться анализом конкретно самой технологии гидроразрыва.
Исследование ЕРА выявило «слабые места» технологического процесса, которые в нескольких случаях привели к загрязнению поверхностных водных пластов и части грунтовых вод, в том числе источников питьевой воды. Число таких случаев невелико по отношению к количеству пробуренных скважин, где применялся гидроразрыв, указывается в отчете ЕРА.
«После более пяти лет сбора данных и миллионами потраченных долларов ЕРА подтверждает тот факт, что нефтегазовая индустрия уже и так знала – гидроразрыв будет безопасным под строгим надзором профильных государственных регуляторов и при самой совершенной практике применяемой технологии», — заявил эксперт Американского института нефти Эрик Майлито.
Многие критики гидроразрыва интерпретируют термин для всего процесса бурения, хотя оно означает лишь часть производственного процесса, когда в скважины под давлением нагнетается водный состав с химикатами, чтобы взломать скальные формирования. Парламентский запрос на исследование нетрадиционной практики нефте- и газодобычи в США поступил в 2010 году – с условием завершения к концу 2012 года. Тогда же произошло загрязнение воды техасской компанией Range Resources. Срок реализации общего исследования был перенесен на 2014 год, но реальное завершение проект получил к маю 2015 года. Он существенно корректирует данные исследования, опубликованного в 2004 году, выводы которого сводились к тому, что гидроразрыв в угольно-метановых пластах представлял «минимальную угрозу» водоносным слоям. И в отличие от первого исследования, вызвавшего большие сомнения, особенно у европейцев, необходимость дальнейших исследований в нем уже не отрицается.