Экологи утверждают, что в ближайшее время землетрясения участятся.
Минувшая неделя была насыщена встрясками в прямом смысле слова.
Землетрясение на севере Алжира только по официальным данным унесло жизни более 2 тыс. 250 человек и обернулось еще для 10 тысяч серьезными ранениями. Буквально через неделю поступила информация из Японии. К счастью, там обошлось без жертв, но в то же время сейсмологи зарегистрировали подземные толчки силой в 7,5 баллов и оценили землетрясение как одно из самых сильных в данном регионе. Уже позавчера последовали аналогичные новости (правда, с меньшей «балльностью») из Западного Ирана и грузинской столицы — Тбилиси. А несколькими днями раньше забили тревогу армянские сейсмологи, заявив, что недавний взрыв боеприпасов в Ираке спровоцирует в ближайшее время сильные колебания земной коры в радиусе до 300 километров.
Справедливости ради стоит вспомнить, что многие экологи предупреждали о возможных землетрясениях на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Центральной Азии и Южном Кавказе еще в начале военных действий. Основывались они на многолетних наблюдениях, согласно которым между интенсивной бомбардировкой сейсмически активных территорий и происходящими вслед за этим сильными землетрясениями существует прямая связь. При этом вспоминали войну в Нагорном Карабахе и сильнейшее землетрясение в Спитаке, подземные толчки в Афганистане и Пакистане примерно через девять часов после того, как американцы обрушили на отряды талибов и «Аль-Каиды» фугасные и вакуумные бомбы. Сейчас, как сообщает ИТАР-ТАСС, ученые говорят, что сотрясения земной коры в ближайшее время могут ощутить даже страны, находящиеся довольно далеко от региона Персидского залива, в том числе и Дагестан. Как показывает анализ сейсмологической ситуации, сложившейся после операции «Буря в пустыне» в 1991 году и бомбардировок Югославии в 1999 году, землетрясения в сейсмоопасных зонах начинаются в среднем спустя 4—6 недель после авианалетов с использованием мощных бомб. Кандидат биологических наук Виталий Межжерин в разговоре с «Днем» утверждал, что бомбардировки как бы спрессовывают, то есть ускоряют сейсмические сценарии. И те землетрясения, которые произошли бы при нормальном ходе событий в течение нескольких лет или месяцев, происходят в течение нескольких недель. А военные действия, по его мнению, «провоцируют» землю к тому, чтобы, подобно «кипящему чайнику», выбрасывать энергию больше и чаще. До начала войны в Ираке президент Азиатской сейсмологической комиссии заявил, что использование бомб, подобных тем, что применялись в Афганистане, приведет к активизации сейсмических явлений на Кавказском сегменте Альпийско-Гималайского пояса. Это явление науке давно известно, называется оно наведенная сейсмичность и часто обнаруживает себя в тех случаях, когда в «активных» районах происходит интенсивное воздействие на участки земной коры, например, ракетно-бомбовыми ударами.
Украинские сейсмологи, правда, считают подобные высказывания огульными, поскольку до сих пор не существует принципиальных доказательств того, что бомбардировки в силах искусственно вызывать подземные толчки. По словам заместителя директора Института геофизики им. Субботина Александра Кендзеры, большинство землетрясений происходит в предрасположенных к тому зонах, то есть сейсмически активных. Кроме того, ежегодно фиксируется около 130 землетрясений, по величине сравнимых с алжирским, то есть, условно говоря, через каждые 2-3 дня какую-нибудь точку земного шара трясет. Скажем, сразу после Алжира землетрясение произошло на Филиппинах, 20 мая землетрясение пережили в Словакии, а почувствовали его и жители Ужгорода. В Словакии толчки повторялись более 50-ти раз. Информационные сообщения, по мнению А. Кендзеры, ежедневно не пестрят новостями о колебании земли лишь потому, что в большинстве регионов дома соответствуют сейсмическому риску, и поэтому к разрушениям и жертвам землетрясение не приводит. Что, кстати, подтвердили и недавние подземные толчки в Японии, которые по величине превосходили катастрофическое Армянское землетрясение (Ленинакан, Спитак, 7 декабря 1988 г).
В украинской столице типовые сооружения (то есть не «шестнадцатиэтажки») рассчитаны на сейсмические воздействия интенсивностью в 5 баллов — такова максимальная отметка для Киева, начертанная на нормативной карте общего сейсмического районирования. Что же касается высотных домов, то документальное подтверждение того, как бы они «среагировали» на подземные толчки, и вовсе отсутствует. Карта сейсмического районирования СР 78, которой пользуются строители и проектировщики, разработана еще в 1978 году. Правда, закарпатские и крымские сейсмологи ее несколько подкорректировали, однако их данные не могут быть официальными — для придания им такого статуса необходимы соответствующие исследования. На них же сейчас нет денег, как, впрочем, и на государственную сейсмологическую программу и целевое финансирование сейсмических наблюдений.