Мировой алмазно-бриллиантовый рынок является довольно закрытым и монополизированным. Уже более 100 лет главным игроком на нем остается транснациональная компания «Де Бирс». Все игроки на этом рынке хорошо знают друг друга и следуют давно устоявшимся правилам игры. В этой отрасли Украине, которая не имеет собственного сырья и рынков сбыта, а занимается только обработкой «давальческих» алмазов и производством ювелирных украшений с бриллиантами, трудно рассчитывать на усиление своих позиций. Хотя их сохранение, а также дальнейшее развитие отрасли вполне реально.
На сегодняшний день корпорация «Де Бирс» контролирует до 70% мирового алмазного рынка. В ее руках сконцентрирована и добыча, и сбыт алмазов. Сфера влияния «Де Бирс» распространяется не только на рудники Южной Африки, но и алмазное сырье Канады и Австралии. Даже Россия, которая занимает второе место в мире по производству алмазов (компания «Алроса» добывает две трети мирового объема), вынуждена работать по общим правилам, установленным корпорацией.
Сбыт алмазного сырья осуществляется по принципу одноканальной системы. Мировой объем добычи алмазов составляет в денежном выражении около $8 млрд., из них $5,15 млрд. приходится на компанию «Де Бирс» через ЦСО (Центральная сбытовая организация). Непосредственно получить алмазное сырье от «Де Бирс» могут только восемьдесят сайтхолдеров — особо доверенные лица, с которыми нет письменных соглашений. Этим подчеркивается особое отношение к ним со стороны «Де Бирс».
Несмотря на всю всесильность «Де Бирс», ее монополию постоянно хотят разрушить. На протяжении последних недель поговаривают о том, что Евросоюз потребует от концерна «Де Бирс» разделения активов или отказа от закупок алмазов у оптовых продавцов, например, российской «Алросы». Сегодня под угрозой срыва оказалось пятилетнее торговое соглашение между двумя алмазными монополиями, согласно которому половина якутских алмазов должна продаваться за рубеж через «Де Бирс». Чиновники контрольного органа ЕС — Еврокомиссии — решили, что планируемый контракт противоречит антимонопольному законодательству Евросоюза, поскольку позволит корпорации полностью контролировать европейский рынок. Ранее «Де Бирс» уже рассорилась с властями США: с точки зрения Вашингтона, ее деятельность — чистой воды монополия, запрещенная американскими законами.
Если в мире добывают алмазное сырье на сумму $8 млрд., то ювелирных изделий с бриллиантами, изготовленных из этого сырья, продается на сумму $35 — 37 млрд. Основная часть изделий с бриллиантами продается в США.
Разрушение монополии «Де Бирс» является, по сути, единственным способом сделать бриллианты и промышленные алмазы дешевле. Сотни независимых продавцов должны будут позаботиться о падении цен. Между тем, сами участники рынка принимают правила игры, установленные корпорацией, и согласны поддерживать ее монопольное положение, поскольку только при условии сотрудничества с компанией «Де Бирс» они могут быть уверены в своих прибылях. Алмазы, в отличие от большинства других полезных ископаемых, не имеют широкого практического применения, а бриллианты, полученные в результате их огранки, — всего лишь искусственно созданная ценность, мода на которую была введена стараниями той же «Де Бирс» в 60-е годы и активно поддерживается ею по сей день. До сих пор корпорация тратит на рекламу бриллиантов до $200 млн. в год.
Перспективы украинского рынка.
Россия вышла на алмазно-бриллиантовый рынок во второй половине ХХ ст., после открытия богатейших месторождений алмазов в Якутии. Первый якутский алмаз был найден на реке Вилюй в 1949 г. Примерно в это же время были найдены алмазы и на украинской территории, в одном из притоков Днепра. Впоследствии драгоценные камни иногда находили на всех крупных реках — Днепре, Днестре, Южном Буге, Тисе, Тетереве и т. д. Несмотря на оптимистически настроенных геологов, утверждающих, что при наличии надлежащего финансирования Украина сможет получать собственное алмазное сырье, специалисты отрасли относятся к этому довольно скептически.
На сегодняшний день алмазно-бриллиантовая отрасль представлена в Украине двумя алмазоперерабатывающими предприятиями: винницким заводом «Кристалл» и киевским «Изумрудом». Предприятия были построены в 70-е годы, наряду с еще четырьмя в России и Белоруссии, для реализации так называемой «программы Косыгина». Схема работы алмазоперерабатывающего комплекса СССР была проста: «Якуталмаз» или другие организации, добывающие алмазное сырье, сдавали их в Гохран — государственное хранилище, потом они распределялись в виде товарного кредита среди предприятий Союза. Почти 100% полученных бриллиантов шло на экспорт, лишь 3 — 4% оставалось для дальнейшей переработки на внутреннем рынке. После распада Союза поставки сырья на украинские предприятия прекратились. В итоге из трех составляющих бриллиантового цикла — добычи, переработки и продажи — в Украине присутствует только одна — переработка. Сейчас отечественные предприятия работают на давальческих условиях: винницкий «Кристалл» с Бельгией, а киевский «Изумруд» — с Израилем. Украинские компании получают сырье, переработка которого нерентабельна для заводов этих стран (сырье мелких и средних весовых характеристик). Вместе с тем уже в ближайшее время украинских производителей могут потеснить с мирового рынка китайские и индийские огранщики. Они работают в том же размерном сегменте, что и наши заводы, но зарплаты у них на 30% ниже. В итоге украинские огранщики могут остаться без сырья или же будут вынуждены снизить себестоимость обработки алмазов до минимума, что сделает производство бриллиантов в Украине нерентабельным. Уже сейчас обработка алмазов в Украине находится на грани убыточности, а тот же «Кристалл» существует за счет предусмотрительно созданного лет пять назад ювелирного производства.
В связи со сложившейся структурой украинские предприятия лишены возможности быть самостоятельными игроками на мировом рынке алмазов и бриллиантов. Но остаться на этом рынке они могут. Оптимальным является создание на базе отечественных производств по огранке алмазов совместных предприятий с ведущими компаниями мира. Таким образом наши заводы смогут не только решить проблему со сбытом готовой продукции, но и обеспечить себя сырьем средних и крупных весовых категорий, что значительно повысит рентабельность алмазопереработки.
Решить вторую проблему — реализацию бриллиантов — руководство винницкого завода «Кристалл» попыталось уже сегодня. Вместе с лидером российского рынка — смоленским ГП «Кристалл» — винницкое предприятие начало реализацию совместного ювелирного проекта. Теперь оба предприятия будут выпускать изделия под одной торговой маркой «Кристалл». Данный проект экономически выгоден обеим сторонам. Тем более, что продвижением бренда «Кристалл» на мировой рынок россияне занимаются уже не первый год, вкладывая в это немалые деньги. Вместе со всеми выгодами украинские производители не получат только одного — своего имени. Бренд «Кристалл» уже довольно известен в мире и ассоциируется у потребителей с понятием «русская огранка». О том, что тот или иной бриллиант создан в Украине, они не узнают. Однако на данном этапе выбирать не приходится. А удержаться на этом рынке будет для Украины победой.