Донецкие корни

Петр Николаевич Горлов (1839-1915) стоял у истоков зарождения угольной промышленности Донбасса. Именно топ-менеджерам такого уровня принадлежали технические новшества и достижения, которые и легли в основу технико-экономической базы региона.

Сибирский технарь

Промышленная элита Донбасса конца ХIХ — начала ХХ века активно использовала знания и талант специалистов-профессионалов, которые, имея необходимое техническое образование, не только обслуживали крупный бизнес, но и постепенно занимали достойные места среди предпринимателей региона. Как правило, это были выходцы из высших слоев общества, с успехом закончившие технические вузы Петербурга, Москвы и Киева. Получив бесценный опыт участия в экономическом обустройстве Донецкого региона, они с успехом применяли его в различных регионах царской России. Акционерные общества охотно предоставляли руководящие посты таким специалистам. Среди учредителей и директоров многих АО Донбасса, возникших в период промышленного подъема на рубеже веков, встречается много «выходцев» из Министерства путей сообщения, Горного департамента империи. Особое место в этом списке занимает потомственный дворянин, надворный советник Петр Николаевич Горлов, стоявший у истоков зарождения угольной промышленности Донбасса.

Петр Горлов родился в 1839 году в семье высокопоставленного сибирского чиновника, председателя Иркутского губернского правления, действительного статского советника Николая Петровича Горлова, человека довольно прогрессивных взглядов. Работая в высших эшелонах власти, Николай Петрович, тем не менее, не был бездушным «винтиком», имел свои взгляды на политическое и экономическое развитие страны. Что, в конце концов, и сказалось на его карьере. В 1828 году Николай Петрович за самовольное облегчение режима пребывания декабристов в сибирской ссылке под давлением царя Николая I вынужден был подать в отставку. Семья из Иркутска переехала в Подмосковье, где ее глава начал заниматься бизнесом — производством шерстяной пряжи.

Детство Петра Горлова в подмосковном Измайлове, как он потом вспоминал, прошло в атмосфере уважения к наукам и литературе, семейного взаимопонимания. Отец часто брал сына с собой на фабрику. Там маленький Петр впервые увидел машины и оборудование, на которых изготавливали пряжу. Эти впечатления оказались самыми сильными. После успешного окончания 1-й Московской гимназии Петр поступил в престижный Петербургский институт Корпуса горных инженеров, который закончил с золотой медалью, его имя было занесено на почетную Золотую доску.

Начало карьеры

Как один из лучших выпускников, Петр Горлов в 1859 году был распределен в распоряжение Русского общества пароходства и торговли, где продолжил изучение горного дела. В 1864 году в качестве младшего помощника инспектора горного промысла на землях Войска Донского он ближе знакомится со специалистами горного промысла, владельцами шахт. И вскоре новая карьерная ступенька — должность и. о. начальника довольно сложного в геологическом отношении II Горного округа. Молодому специалисту доверяют строительство водоотлива на Грушевском руднике. В свободное от строительства время он успевает составить первый горно-геологический атлас Грушевского рудника (с картами залежей пластов угольных месторождений и геологической картой с указанием выходов каменноугольных пластов на поверхность). Атлас был составлен так профессионально, что заслужил высокую оценку крупного специалиста угольного дела того периода академика Г. Гельмерсена и без изменений был включен им в первую пластовую карту угольных месторождений Донбасса.

Встреча с железнодорожным королем

В этот период на деловом небосводе Донбасса появился один из крупнейших предпринимателей России, финансовый магнат, близкий к императорскому дому Романовых, «железнодорожный король» и «российский Вандербильд» Самуил Поляков. В 1868 году Поляков получил от царского правительства подряд на строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги и приехал на Донбасс, чтобы ознакомиться с условиями строительства Азовско-Донецкого участка железной дороги, а главное — подобрать специалистов для строительства магистрали. Одним из первых ему рекомендовали Петра Горлова. Горлов понравился Полякову, и тот назначил его руководителем строительства первой крупной железной дороги на Донбассе.

Как положено, провели горно-геологические разведывательные работы, составили карту прокладки магистрали и — недалеко от трассы возле реки Корсунь — обнаружили богатое угольное месторождение. Изучив запасы и качество угля, Горлов решил именно здесь добывать дешевый уголь для паровозного парка будущей железной дороги (не лишним он был и для всей железнодорожной империи Полякова). Две крестьянские шахты, расположенные возле строящейся трассы, были переоборудованы: углублены стволы, построена система конной тяги. К работе привлекли крестьян из соседних слобод — Железной и Никитовки. Добытое сырье дало возможность полностью обеспечить потребности донецкого участка дороги, а затем стало вывозиться и на продажу. Горлов закончил строительство железной дороги в рекордно короткие сроки — 23 декабря 1869 года состоялось торжественное открытие движения поездов по линии Харьков — Славянск — Таганрог. Фактически Донбасс получил первую железнодорожную магистраль, связывающую его с центром России, что открыло донецкому углю общероссийские рынки сбыта.

Рождение Горловки

Уже как известный специалист, после успешного завершения строительства железной дороги, Петр Николаевич по приглашению помещика Иловайского уехал в Макеевку, чтобы помочь тому в обустройстве каменноугольной копи. Но Поляков не хотел отпускать толкового инженера и руководителя. Он прислушался к советам Горлова вкладывать средства не только в строительство железных дорог. В частности, Горлов предлагал построить металлургический завод у реки Корсунь, где уже успешно работали две угольные шахты.

Поляков добился высочайшего указа царя Александра II о выделении 500 десятин земли у реки Корсунь под строительство Азовского рельсового завода и пригласил Горлова возглавить строительство. Пустив в ход связи, магнат выхлопотал в Петербурге перевод Горлова в свое распоряжение. Сохранилось предписание министра финансов генерал-адьютанта Грейга: «Состоящий по Главному горному управлению горный инженер, надворный советник Горлов командируется в распоряжение коммерции советника Полякова для управления устройством и разработкой двух каменноугольных копей».

Горлов предложил построить для будущего завода каменноугольный рудник, строительство которого началось в сентябре 1871 года. Корсунская копь (сегодня шахта «Кочегарка») строилась и эксплуатировалась с учетом последних достижений горного дела. Впервые в горной практике Горлов применил здесь потолкоуступную систему добычи каменного угля, с закладкой выработанного пространства, которая дала возможность начать промышленную разработку крутопадающих пластов, с успехом применяющуюся и сегодня. Оборудованный новейшими механизмами и оборудованием того времени рудник включил в себя все горные выработки ранее реконструированных Горловым шахт и стал одним из крупнейших угольных предприятий Донбасса. Уже в 1879 году здесь работали более одной тысячи человек, которые добывали свыше 5 млн пудов каменного угля. Рядом с рудником был построен поселок c cоответствующей инфраструктурой, получивший название Горловка.

По инициативе Петра Николаевича строится железнодорожная ветка, соединившая шахты со станцией Корсунь (которая с середины 80-х годов ХIХ века была переименована в станцию Горловка). Журнал «Горное дело» в 1875 году писал: «Корсунский рудник устроен весьма рационально, прочно и по своим техническим приспособлениям едва ли не должен быть поставлен на первом плане».

Однако строительство Азовского рельсового завода в силу ряда технических причин шло медленно и, в конце концов, Поляков отказался от него, уступил свои права на завод появившемуся в регионе Юзу.

Корпорация

Бум в области железнодорожного строительства, освоения природных ресурсов Донбасса требовал увеличения добычи каменного угля. По совету и при активной помощи Горлова «железнодорожный король» разработал устав и утвердил в апреле 1872 года «Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности» с уставным капиталом 1,25 млн рублей (25000 акций по 50 руб.). Экономическую основу Общества составил Корсунский рудник, уголь которого по своим характеристикам оказался одним из самых ценных в Донбассе. Стараясь привлечь сюда иностранные инвестиции, Поляков по совету любимого инженера в 1873 году выставляет образцы угля с этого рудника на промышленной вставке в Вене.

Общество расширяется: при неизменном техническом руководстве Горлова в 1877 году закладывается новый рудник Чегарская копь (ныне шахта «Южнодонбасская»), ведется разведка новых угольных месторождений.

Примечательно, что Горлова беспокоила не только техническая сторона дела, он понимал, что создание самого мощного угледобывающего комплекса в регионе невозможно без соответствующей инфраструктуры. Поэтому участвовал не только в обустройстве рудников и коксового производства, но и в строительстве народной библиотеки, школ, больницы, церквей, питомника для выращивания декоративных и фруктовых деревьев.

Петр Горлов по праву считается отцом училища по подготовке кадров для развивающейся отрасли, поскольку именно он лоббировал эту идею на собрании акционеров Общества. Ему же и поручили создать это учебное заведение. Согласно уставу, разработанному Горловым, четырехгодичное обучение было платным, в училище по рекомендации влиятельных лиц принимались дети горняков, чиновников, священнослужителей. Здание построили за год, вложив 34 500 руб. «Горное училище С. С. Полякова» — первое в Донбассе техническое учебное заведение — торжественно открылось 16 августа 1878 года. Горлов лично подбирал преподавательский состав, участвовал в наборе студентов, подарил училищу около 200 книг. Выпускники училища (штейгеры, машинисты и прочие специалисты) работали практически на всех горных предприятиях региона. С 1881 по 1914 годы Горловское училище только штейгеров выпустило 1134 человека.

Успехи «Общества Южно – русской каменноугольной промышленности» были отмечены на всероссийской выставке в 1881 году высшей наградой — Государственным Гербом, а на промышленной выставке в Одессе в 1884 году — Золотой медалью. В сопровождающих награды документах отмечалось: «Пример Горловки заслуживает подражания на других копях и заводах».

Петр Николаевич был также одним из пяти инициаторов создания Съезда горнопромышленников Юга России, до конца своих дней — почетным членом совета Съезда. Он много сделал для притока в Донбасс иностранных инвестиций. По его инициативе в 1895 году бельгийцы построили здесь машиностроительный завод.

Менеджер всероссийского масштаба

Удачно складывалась и личная жизнь Петра Николаевича. В 1862 году он женился на дочери французскоподданного Софии Миллер, воспитывал семерых детей, щедро одаренных талантами.

В 1885 году Горлов переезжает в Харьков, где становится соучредителем многих акционерных обществ. По проекту Горлова и под его руководством было построено уникальное здание Харьковской биржи.

В конце 1890-х годов Горлова пригласили на Средне-Азиатскую железную дорогу, где он сочетал практику с научной работой (составил «Описание каменноугольных месторождений Туркестанского края»). Горлов принимал участие в разведке и организации добычи угля в Маньчжурии и по трассе Восточно-Китайской железной дороги. По его инициативе во Владивостоке было учреждено отделение императорского технического общества, председателем которого он единогласно избирался до 1900 года. Помнят Петра Николаевича Горлова и на Кавказе, где он занимался строительством шахт на Тквибульском месторождении каменного угля. Заслуги знаменитого инженера отмечены орденами Святой Анны и Святого Владимира.

Последние годы жизни Горлов провел в Санкт-Петербурге, работая в департаменте горного дела. Одновременно интересовался вопросами водоснабжения Петербурга пресной водой, изложив результаты своего исследования в научном труде с поэтическим названием «Петербург Невы еще не знает». По поручению совета Съезда горнопромышленников Юга России начал писать «Историю горнозаводского дела на территории Донецкого кряжа и вблизи Керчи», однако завершить труд не успел. Из жизни Петр Николаевич Горлов ушел 20 ноября 1915 года. В память о нем остался город, носящий его имя. Именем Горлова также названы два горных перевала на Памире и Тянь-Шане. В 1999 году в центре Горловки был установлен памятник основателю города, поклониться которому часто приезжает из Петербурга внук Петра Николаевича Вадим Петрович Горлов.