В угольном регионе пытаются не только преодолеть проблемы с метаном, но и заработать на нем.
Метан на-гора!
В конце мая в Дзержинске Донецкой области начата реализация инвестиционного проекта «Добыча газа метана путем дегазации поля шахты «Торецкая» государственного холдинга «Дзержинскуголь». Инвестор — ЗАО «Компания «Юговостокгаз» — планирует вложить в проект свыше $1 млн, которые должны окупиться в течение десяти лет.
Суть проекта, в осуществлении которого будут задействованы приблизительно 250 специалистов, состоит в сверлении «сети» из нескольких десятков скважин приблизительно на километровую глубину. Далее при помощи мобильных компрессорных станций из угольных пластов будет постепенно отпомповываться горючий метан, содержащийся под большим давлением в микротрещинах массива каменного угля. Добытый таким образом газ будут сжижать и использовать на других предприятиях индустриального города. Возможно и сооружение АЗС для заправки автотранспорта дешевым горючим и отопление жилья.
Через некоторое время часть шахтного поля «Торецкой», которая из-за высокой опасности взрыва метана сегодня находится под запретом подземных работ, станет пригодной для добычи дорогих марок коксующегося угля. Таким образом, инвестпроект якобы «убьет двух зайцев» — принесет инвестору запланированные выгоды и откроет новый фронт работ в угольной отрасли, которая традиционно является профильной для Дзержинска.
С чего все началось
Первые попытки добывать метан из донецких недр параллельно с углем, а не просто растворять его мощной вентиляционной струей, чтобы впоследствии элементарно выбросить «на ветер», были сделаны в конце ХХ века. Сначала промышленную установку по утилизации метана построила известная донецкая шахта им. Засядько. Мощное предприятие вынуждено было прибегнуть к неуверенному начинанию, можно сказать, под давлением обстоятельств: в донецком пригороде, расположенном как раз над действующими забоями шахты, в подвалах жилых домов, траншеях коммунальных коммуникаций неожиданно стал появляться взрывоопасный газ, поднимающийся с глубин вследствие проседания почвы. Пожарная охрана Донецка подняла вопрос о тотальном отселении людей за счет шахты. Следовательно, угольное предприятие, обвиненное в создании чрезвычайной ситуации, было вынуждено раскошелиться. Однако в течение нескольких лет, когда шахтная метановая станция старательно «отсасывала» из недр опасное вещество, некоторые соседние автопарки приноровились заправлять здесь грузовики.
Несколько лет назад рядом с городом Угледар, в 30 километрах от областного центра, была построена промышленная газонаполнительная станция, где экологически чистым горючим ежесуточно имеют возможность заправляться несколько десятков грузовиков. Но и здесь главный акцент делался не на получении прибылей, а на упредительной дегазации массива угля для будущей шахты, спроектированной рядом.
Первый сугубо коммерческий проект использования метана властям Донецкой области предложила в 2001 году американская компания Energy and Communications Solutions LLC. Согласно оценкам экспертов фирмы, из недр Донецкого бассейна, при условии инвестирования приблизительно $180 млн, ежегодно можно добывать более 12 млрд кубометров газового топлива, что практически удовлетворит потребности промышленности региона. Вслед за американцами свои услуги предложила корпорация Sumitomo Corporation (Япония), планировавшая использовать шахтный метан на ТЭС региона для производства электричества на экспорт. Однако до заключения конкретных соглашений ни первые, ни вторые инвесторы не дошли, ибо, как тогда поговаривали в «шахтерской столице», заграничные специалисты по метану так и не постигли: зачем это вдруг региональная власть, которая не вкладывает в общее дело ни одной «живой» копейки, пытается так тщательно контролировать процесс.
Заработать на безопасности
Перспективы инвестирования в разрешение «метановой проблемы» существенно улучшились после вступления в силу Закона «О специальных экономических зонах в Донецкой области» с дальнейшим предоставлением большинству шахтерских городков льготного статуса так называемых территорий приоритетного развития. Однако и сегодня главной преградой на пути реализации сугубо коммерческих проектов по добыче шахтного метана является его себестоимость, которая существенно превышает цену традиционного природного газа. Региональные эксперты уже давно указывали путь к устранению такого противоречия: организовывать добычу метана следует прежде всего на перспективных угольных полях, чтобы шахты, заинтересованные в дегазации своих ресурсов, доплачивали разницу в цене, придавая таким образом всему делу бизнесовый смысл. Собственно, по такой схеме начинает действовать в Дзержинске упоминавшийся выше инвестор ЗАО «Компания «Юговостокгаз».
Длительное время такое вполне естественное финансирование угольными шахтами безопасности собственных работников было невозможным в связи со сложным экономическим состоянием отечественного углепрома, который традиционно оставался дотационным, зависящим от государственных субвенций. Однако в этом году ситуация заметно изменилась. Во-первых, в несколько раз выросли цены на коксующийся уголь, что позволило шахтерам «ухватить» кусочек экспортного пирога, потребляемого украинскими металлургами. Во-вторых, в госбюджете на текущий год на потребности отечественного углепрома заложена беспрецедентная сумма в 5,248 млрд грн, что дает надежду на государственное финансирование соответствующих «метановых проектов». В частности, нынче на Донетчине, недалеко от шахтерского города Красноармейска, Минтопэнерго быстрыми темпами разворачивает экспериментальный полигон по испытанию образцов техники, предназначенной для метановой дегазации.
Также весьма симптоматичен, по мнению экспертов, факт регистрации компанией «Систем Кепитал Менеджмент» (Донецк) дочерней фирмы, которая будет специализироваться, как задекларировано, именно на добыче и переработке шахтного метана. Пока «газовая принцесса» самого богатого бизнесмена Украины находится в спящем состоянии, однако может вмиг проснуться — на привлекательный запах газа и денег.
Черная месса метана
Крупнейшие аварии на шахтах Донбасса, вызванные подземными взрывами метана:
-
1992 г. «Суходольская-Восточная» — 63 жертвы
-
1998 г. шахта им. Скочинского — 62 жертвы
-
1999 г. шахта им. Засядько — 50 жертв
-
2000 г. шахта им. Баракова — 80 жертв
-
2001 г. шахта им. Засядько — 55 жертв
-
2002 г. шахта «Юбилейная» — 6 жертв
-
2002 г. шахта им. Засядько — 20 жертв
Ядерный «подарочек» «духу» Шубину
В Енакиево в свое время был осуществлен самый масштабный в мировой практике подземный эксперимент с целью тотального решения проблемы шахтного метана. В 1979 году на местную шахту «Юнком» в условиях самой строгой секретности была завезена списанная боеголовка от континентальной ракеты, которую и подорвали на глубине 700 метров, предварительно эвакуировав все население «под маркой» учения по гражданской обороне. По замыслу советских «покорителей природы» в генеральских погонах, взрыв мощностью в мегатонну должен был раздробить угольный монолит, гарантируя безопасную и контролированную дегазацию промышленных залежей. Однако нуклеарный эксперимент под кодовым названием «Кливаж» потерпел фиаско, оставив лишь грядущим поколениям большую экологическую проблему: в эпицентре взрыва образовался стеклянный шар диаметром несколько десятков метров, сегодня полностью заполненный радиоактивной водой.