Специалисты предлагают альтернативный подход к исчислению рентной платы
Бюджет 2006 года премьер-министр Юрий Ехануров определил как социально взвешенный бюджет развития. Однако это утверждение можно поставить под сомнение. Развитие у нас несколько угнетается. А аргументы для этого утверждения можно найти даже в бюджетном процессе нынешнего года, в частности, в объяснительной записке к Закону Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законы Украины», а также в проекте бюджета на следующий год. В результате уже с августа 2005 года ставка рентной платы (роялти) за нефть увеличена на 83,3 % (с 300 грн. до 550 грн. за 1 тонну), тогда как цена на нефть фактически увеличилась только на 49 %. На 2006 год рентную плату предлагается поднять до 876,17 грн. за тонну. Как утверждают специалисты, такой подход может привести к тому, что размер рентных ставок будет больше объема сверхприбыли, которую получают нефтегазодобывающие предприятия. Это станет препятствием для развития их материально-технической базы и может нанести ощутимый вред финансовой стабильности нефтегазовой отрасли.
АНАЛИЗ
Надо также учитывать, что размер рентных ставок на нефть и газовый конденсат, которые ежегодно предусматривают законы о Госбюджете, постоянно растет. Так ставка рентной платы на нефть на сегодняшний день в 32 раза превышает ставку рентной платы за нефть, которая действовала в 2001 году. Ставка рентной платы на газовый конденсат сегодня в 5,3 раза больше той, которая действовала в 2004 году.
Анализ поступления в Госбюджет рентных платежей за добытую нефть и газовый конденсат указывают на то, что их объем постоянно растет. Но способствует ли это эффективной работе добывающих предприятий? Стимулирует ли рост поступлений в бюджет? Дело в том, что рост рентной платы и соответствующих бюджетных платежей не отвечает экономическому содержанию рентных платежей и приводит только к сокращению капиталовложений в добычу. Более того, именно такое стремительное и экономически необоснованное ведущими специалистами финансового дела повышение ставок рентной платы может привести к невыполнению доходной части Государственного бюджета Украины вследствие недоимки, образованной от размеров рентных платежей за нефть и газовый конденсат.
УРАВНИЛОВКА ВОЗВРАЩАЕТСЯ?
Механизм определения размера рентных платежей за нефть и газовый конденсат путем умножения ставки рентной платы на объем добытого за отчетный налоговый период сырья не предусматривает дифференцированного подхода определения суммы рентных платежей в зависимости от геологических факторов месторождений (глубина добычи, суточный объем добычи), и приводит к тому, что предприятия, которые имеют более рентабельные месторождения, а благодаря этому и геологическим факторам имеют также и более низкую себестоимость добычи, выплачивают рентную плату за тонну нефти или газового конденсата в том же размере, что и предприятия, в которых себестоимость добычи является значительно выше. Например, в Бориславе Львовской области, где большинство месторождений практически исчерпали свой ресурс, себестоимость добычи тонны нефти значительно превышает ее себестоимость в Ахтырке Сумской области. Следовательно, нынешний недифференцированный подход приводит к сокращению капитальных вложений на тех предприятиях, где выше себестоимость добычи нефти, что, в свою очередь, создает тенденцию торможения в добыче.
Кроме того, нефть и газ, как известно, принадлежат к невосстанавливаемым природным ресурсам, истощение которых в процессе эксплуатации месторождений, приводит к необходимости применения специальных инструментов при налогообложении дохода от их добычи. Именно поэтому в нефтегазодобывающей промышленности мира применяется экономическая рента — разница между стоимостью продукции и расходами на ее добычу. В затраты зачисляются расходы на добычу, геологоразведку, бурение, а также — отраслевая норма прибыли. Все другое — рента. Вообще экономическая рента является синонимом сверхприбыли и не может быть больше ее. Целью рентного платежа во всех цивилизованных странах является взыскание в пользу государства части сверхприбыли нефтедобывающих компаний. Рост сверхприбыли возможен в результате повышения цены на нефть (сокращение расходов связанных с добычей и реализацией нефти).
МИРОВОЙ ОПЫТ
Механизм исчисления рентной платы, по мировому опыту, должен учитывать геологические условия (глубину месторождений, среднесуточную добычу) и цены на нефть. Во Франции, которая, как и Украина, не имеет значительных запасов углеводородов, при определении размера роялти используется шкала ставок, которая зависит от объемов ее добычи: от 0% (при добыче менее 1000 баррелей/сутки) до 12% (при добыче более 6000 баррелей/сутки).
Кроме того, во Франции при исчислении роялти из общей стоимости высчитываются все расходы на добычу, транспортировку и тому подобное, а также применяется отсрочка налогов (скидки на истощение недр). При этом 50% сверхприбыли остается у предприятия на продолжение разведывательных работ.
При определении размера рентной платы в США и Канаде также учитываются такие факторы, как производительность месторождений, скважин, стадия разработки месторождений, рыночная цена. Для большинства месторождений США нормативы роялти колеблются в основном в пределах 0,5—12,5%. Для малодебитных скважин (дебит менее пяти баррелей/сутки) и добыче с применением новых методов повышения отдачи скважин предусматриваются значительные налоговые льготы вплоть до отмены роялти.
В Великобритании взыскивается налог на доходы, при этом объектом налогообложения является полученная нефтегазодобывающими предприятиями сверхприбыль, которая определяется в зависимости от прибыльности отдельных месторождений.
В России — стране, которая имеет значительные запасы нефти, при определении налога на добычу полезных ископаемых применяется коэффициент, который характеризует динамику мировых цен.
Следовательно, мировой опыт указывает на то, что платежи за добытое сырье должны устанавливаться в виде налоговых ставок к его стоимости и количеству, исходя из нормативных (дифференцированных в зависимости от геологических условий разработки месторождений) ставок рентных платежей, с учетом существующего уровня цен. При этом, последние 5—10 лет в мировой практике отмечается тенденция некоторого уменьшения нормативов этих платежей. Кроме того, более высокие нормативы применяются, как правило, в странах-экспортерах нефти. Но в большинстве этих стран нормативные ставки платежей не превышают 20%. Для большинства стран-импортеров нефти, особенно тех, которые заинтересованы в привлечении для разведки и разработки своих месторождений зарубежных инвестиций, эти нормативы не превышают 12,5%. Исходя из экономической сущности рентной платы, ожидать рост доходов Госбюджета от нее можно только в случае увеличения сверхприбыли нефтегазодобывающих предприятий в результате роста цен (сокращения расходов, связанных с добычей и реализацией нефти, или в связи с увеличением объема добычи).
Однако средняя цена на нефть собственной добычи в Украине в 2005 году, по сравнению со средней ценой на нефть в 2002 году, увеличилась в 2,6 раза, тогда как предусмотренные Госбюджетом поступления от рентной платы в 2005 году, по сравнению с 2002 годом, выросли в 8,5 раза. При этом в стране не наблюдается ни сокращения расходов ведущих предприятий, связанных с добычей и реализацией нефти, ни значительного увеличения добычи.
ПЛЮС НАЛОГОВЫЙ ПРЕСС
При определении ставок рентных платежей также не учтена налоговая нагрузка нефтегазодобывающих предприятий. Если в 2002 году налоговая нагрузка на 1 гривню полученной прибыли составляла 1,53 гривни, то в первом полугодии 2005 года она возросла до 1,88 гривни. Например, в первом полугодии 2005 года «Укрнафта» выплачивала налоги и сборы в бюджеты всех уровней в размере 40% от объема реализованной продукции, тогда как в 2002 году этот показатель составлял только 25 %. При этом во втором полугодии он значительно вырастет. В целом же рента в 2005 году в 10 раз должна превысить соответствующий платеж в 2002 году.
Многократное в течение практически текущего года увеличение ставки рентной платы для нефтегазодобывающих предприятий в январе-июле до 300 грн., а с августа до 550 гривен, а потом до 876,17 гривен — в проекте Госбюджета на 2006 год существенно увеличивает налоговую нагрузку. Это может привести к сокращению прибыли соответствующих предприятий, что в свою очередь негативно скажется на размере дивидендов, которые получает государство. Кроме того, ухудшение финансовых результатов нефтегазодобывающих предприятий страны приводит не только к уменьшению их инвестиционной привлекательности, но и к ухудшению инвестиционного имиджа Украины вообще.
Тенденция постоянного роста размера ставок рентной платы только на первый взгляд содействует пополнению бюджета. На самом же деле она может стать причиной остановки развития украинской нефтегазодобычи. Ведь объем финансовых ресурсов, которые направляются на разведку и разработку новых месторождений также значительно ограничится. Нефтегазодобыча на территории Украины станет нерентабельной, что в свою очередь приведет к снижению объема налоговых поступлений от этой отрасли в целом.
КАК МОГЛО БЫ БЫТЬ
Как указывают специалисты, рентные платежи за нефть и газ имеют непосредственное влияние на дальнейшее развитие нефтегазовой отрасли. Поэтому подход к исчислению рентной платы должен быть взвешенным и обоснованным и определяться специальным законом. Специалисты отраслевых институтов и практики, учитывая мировой опыт и экономическое содержание рентных платежей, предлагают вполне приемлемые механизмы исчисления рентных платежей, которые учитывают объем добытой нефти, среднюю ее цену на Лондонской бирже (в отчетном налоговом периоде).
Применение при расчетах рентных платежей цены на нефть, по которой проводились торги на Лондонской бирже, обеспечит дополнительные поступления в бюджет, поскольку цена на нефть на мировом рынке постоянно колеблется, и, по прогнозам специалистов, эта тенденция будет сохраняться. Так, по данным Commonwealth Bank, в 2006 году баррель нефти будет продаваться не менее чем за $75,3, брокерской компании Merrill Lynch & Co — приблизительно $69,4, агентства Bloomberg и брокерской компании Goldman Sachs Group Inc — не менее чем $63,3, института аналитических исследований ZEW — не менее чем $65,4. Следовательно, мировая цена на нефть в 2006 году не будет меньше, чем $67 за баррель, или 2470 грн. за тонну.
Предложенный размер (30%) ставки рентного платежа определяли исходя из того, что часть сверхприбыли добывающей компании, которая она получает в результате роста цен на нефть и/или сокращение расходов на добычу и реализацию нефти, должно получать государство, как собственник недр. При цене на нефть 2470 грн. за тонну расходы на добычу нефти (с учетом отраслевой нормы прибыли и установленных государством обязательных платежей) будут составлять 1124 грн., а сумма сверхприбыли — 1346 грн. 45% от нее специалисты предлагают оставлять добывающим предприятиям, а 55% отчислять в государственный бюджет.
В случае роста цены на нефть свыше прогнозированной (2470 грн.) установление рентной ставки в процентах обеспечит пропорциональный рост доходов государственного бюджета (это будет невозможно в случае принятия нынешнего варианта бюджета). То есть применение предложенного механизма исчисления рентных платежей будет иметь следствием стабильные поступления в государственный бюджет даже в случае временного прекращения реализации на аукционах добытой нефти, потому что рентные платежи не будут зависеть от внутренних цен на нефть.
ЕЩЕ ЛУЧШИЙ ВАРИАНТ
Однако предложенный подход не учитывает геологические условия разработки нефтяных месторождений, а именно глубину скважин и средний объем добычи. Поэтому специалисты разработали также и другой, несколько более сложный вариант расчета, который предусматривает ставку рентного платежа 9%, базовую среднерассчитанную глубину скважины 2655 метров, базовый среднерассчитанный объем добычи нефти из одной эксплуатационной скважины 3,6 тонны за сутки, а также учитывает фактическую среднюю глубину скважин на месторождении, фактический средний по месторождению объем добычи нефти из одной эксплуатационной скважины и фактический средний дебит одной эксплуатационной скважины (определяется на основании месячного эксплуатационного рапорта). При этом экономические показатели деятельности на различных месторождениях выравниваются путем использования коэффициента соотношения базовой среднерассчитанной глубины скважин к фактической средней глубине скважин на месторождении и коэффициенту соотношения фактического среднего по месторождению объема добычи нефти к базовому среднерасчитанному объему добычи нефти из одной эксплуатационной скважины.
Таким образом, удалось дифференцировать подход при определении окончательной величины рентного платежа. Ведь с применением приведенных коэффициентов уравновешены экономические факторы производственной деятельности добывающих предприятий в зависимости от геологических факторов разработки месторождений.
Коэффициент корректирования глубины добычи позволяет при добыче нефти на больших, чем базовая, глубинах, уменьшать величину рентной платы, поскольку условия добычи усложняются и добыча из больших глубин требует больших капиталовложений и расходов. При добыче нефти из меньших глубин данный коэффициент обусловливает увеличение рентного платежа, учитывая более благоприятные условия добычи нефти и меньшие потребности в капиталовложениях и расходах.
Коэффициент корректирования объема добычи нефти в сутки позволяет уравновешивать геологические факторы через применение экономических факторов — добыча больше базового объема нефти в сутки свидетельствует о наличии достаточных для добычи запасов нефти, а следовательно, и о возможности больше выплачивать рентного платежа. В случае падения объемов добычи нефти ниже базового уровня применение коэффициента позволит выплачивать меньшие объемы рентного платежа, поскольку низкий уровень объемов добычи нефти свидетельствует об истощенности запасов на данном месторождении или о необходимости дополнительных капитальных вложений.
Такой подход к определению суммы рентного платежа будет содействовать улучшению рентабельности добычи нефти, будет стимулировать как разработку новых месторождений, так и увеличение объемов добычи на месторождениях со сложными условиями добычи и истощенными запасами, и, следовательно, отвечает экономическому содержанию рентного платежа, подтвержденному мировым опытом.
Применение ставки рентного платежа в размере 9% позволит оставлять в распоряжении добывающего предприятия 45% объема сверхприбыли и обеспечит поступление в государственный бюджет 55%. Данный механизм расчета учитывает мировые тенденции по формированию цен на нефть, геологические условия разработки нефтяных месторождений и одновременно является довольно простым в использовании как для определения ожидаемых объемов доходов предприятия, так и государственного бюджета.
КСТАТИ
Открытое акционерное общество «Укрнафта» по итогам 9 месяцев 2005 года выплатило в бюджеты всех уровней более двух миллиардов гривен (2094 млн. грн.), что на 1157,5 млн. грн., или на 123,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2004 года (936,5 млн. грн.). Как сообщает пресс-служба ОАО «Укрнафта», большая часть отчислений — рентные платежи за добычу нефти, которые в течение года выросли почти в 3,5 раза: от 160 грн. в 2004 году до 550 грн. с августа 2005 года (январь-июль — 300 грн.).