Добыча золота – тяжелый ежедневный труд

Красноярский край является лидером золотодобывающей промышленности в России.В 2005 году уровень добычи недропользователями золота в регионе превысил 30 тонн. Край и в дальнейшем намерен сохранять заданные темпы.

Одной из крупнейших по объемам добычи компанией (второй в Красноярском крае и 16-й в России) является ООО "Соврудник", которое ведет добычу в Северо- Енисейском районе. О перспективах, производственных планах и проблемах отрасли корреспонденту "КС" АЛЕКСЕЮ БОНДАРЕВУ рассказал генеральный директор предприятия РАФАИЛ ГАЙНУТДИНОВ.

– "Соврудник" был образован, если можно так выразиться, на руинах обанкротившегося Северо-Енисейского ГОКа. Расскажите, как удалось вывести предприятие из кризиса?

– В 1998 году Северо-Енисейский ГОК уже стоял несколько месяцев, люди не получали зарплату, охрана с объектов была снята. Словом, это даже нельзя было уже назвать предприятием, скорее его остатками. Руководство Северо- Енисейского ГОКа затопило шахту, единственную рудную базу. Оборудование фабрики было разворовано, не осталось ни одного двигателя, ни одного насоса – все, что имело хоть какую-то ценность, было сдано на металлолом, поскольку предприятие было градообразующим, а жить людям на что-то было надо. Из-за систематических неплатежей населения развалилась ЖКХ района.

Забегая вперед, хотел бы подчеркнуть одно важное различие между Северо- Енисейским ГОКом и ООО "Соврудник". ГОК добывал руду из шахты "Советская", "Соврудник" – открытым способам на трех карьерах. В том числе доставлял эту руду на расстояние 64 км с месторождения "Эльдорадо". Учредителем ООО "Соврудник" стала администрация Северо-Енисейского района, возглавленная губернатором В.М. Зубовым, назначенным в критический для района период главой района. Были взяты кредиты, закуплены материалы и оборудование, выкуплены остатки нераспроданного и нерасхищенного имущества остановившегося Северо-Енисейского ГОКа. В первый год работы "Соврудник" добыл 190 кг золота. По нынешним нашим меркам это, конечно, очень мало.

– Но на данный момент "Соврудник" по объемам золота занимает в крае второе место после такого гиганта, как "Полюс". Как вам удалось добиться таких результатов?

– В первый год существования предприятие по сути нормально не работало. Были проблемы с рудой, оборудованием, кадрами. В период кризиса многие уехали из района, а вернуть специалистов с "большой земли" на север очень сложно. Кратное увеличение добычи золота за годы существования "Соврудника" – это в первую очередь итог работы всего коллектива предприятия, начиная от руководителя и заканчивая рядовыми работниками. Это тяжелый ежедневный труд, в чем-то даже героический. Все работники нашего предприятия помнят, как мы запускали нашу ЗИФ, была зима, минус 30, а надо крутить гайки, запускать размороженную фабрику. В последующие годы "Соврудник" планомерно увеличивал показатели добычи. За всю свою историю мы ни разу не сорвали годовой план. И не потому, что ставили перед собой минимальные задачи, а потому, что предприятие настроено на выживание и работу, помощи мы ни от кого не ждали и не ждем. Сейчас наша задача – довести уровень добычи золота до 2,5 тонны в год. Для этого делается все возможное. Во-первых, приобретаются новые лицензии, во-вторых, в 2006 году "Соврудником" запланировано финансирование геологоразведочных работ большее, чем за все предыдущие девять лет работы предприятия. По итогам добычи за первый квартал мы идем с опережением – добыто 450 кг золота. Если брать январь- апрель, то это уже 600 кг. План по году для нас составляет 2 тонны. Основываясь на показателях четырех месяцев, могу предположить, что план этот мы перевыполним, причем весьма существенно.

– Существует ли у "Соврудника" инвестиционная программа?

– Наше предприятие находится на 16-м месте по объемам добычи в России, но "Соврудник" находит силы осуществлять сразу несколько крупных для нас инвестиционных проектов. Первый, на который мы сегодня делаем упор, – это геологоразведка. Что такое для нас собственная геологоразведочная партия? Это в первую очередь уверенность, что мы в любом случае сможем обеспечить хотя бы минимальный объем работ по приросту запасов сырья. Возможно, это займет больше времени, но мы сможем это сделать сами, без дополнительных затрат на приглашение сторонних компаний на данный вид работ.

Затем хочу упомянуть выход на проектную мощность Комплекса кучного выщелачивания на базе месторождения "Эльдорадо", позволяющего перерабатывать бедные руды, которые нерентабельно возить на фабрику. Причем на северных широтах, таких, как Северо-Енисейский район, эта технология раньше не использовалась, поскольку напрямую зависит от температуры окружающей среды. Проработав два сезона данным методом, мы поняли, что он в нашем случае на практике (состав руды, температурные режимы) подходит для качественного извлечения металла из руд с низким содержанием. Если в первый год использования этой технологии мы получили 3,6 кг, во второй – 86, то в этом году планируем получить уже за 200 кг. Проектная мощность комплекса составляет 500 кг. Третий момент – это привлечение кадров. Сейчас разработана и проходит утверждение учредителей долгосрочная программа по повышению заработной платы работникам предприятия.

– Каковы ваши основные источники инвестиций?

– Как собственные средства, так и привлеченные. Есть банки, с которыми у нас наработаны надежные многолетние отношения.

– Сейчас в обществе активно обсуждается идея частно-государственного партнерства. Можно ли считать "Соврудник" удачным примером такого партнерства?

– Да, считаю, это так. Когда в руководстве предприятия есть люди, для которых значимы интересы муниципалитета, как в нашем случае, при принятии решений эти интересы всегда учитываются. И вся деятельность "Соврудника" показывает, что такая схема эффективно действует. Вот вам пример: 10 лет назад население Северо-Енисейского района собирались просто эвакуировать из- за проблем с работой системы отопления поселка, т. е. ЖКХ, в зимний период. Было создано ООО "Соврудник", население начало зарабатывать, пошли платежи за услуги ЖКХ, отремонтировали сети отопления, котельные, электросети – в общем, жизнь в районе начала налаживаться. Прошлой зимой, когда в Москве было минус 30 градусов, там была настоящая паника. У нас же в районе было минус 56, и паники не было никакой. Я считаю, это показатель. "Соврудник" является градообразующим предприятием и вносит серьезную лепту в социально- экономическое развитие района. Мы строим капитальное жилье, причем не только для наших работников, по согласованию с администрацией района половину квартир распределит муниципалитет. В общем-то, абсолютно все социальные программы в районе осуществляются при помощи "Соврудника", начиная от поддержки детской хоккейной команды района и заканчивая строительством хоккейного стадиона и переносом ближнего привода аэропорта Северо-Енисейск. Согласно взятым на себя обязательствам перед администрацией ЕМО Северо-Енисейский район мы содержим штат больше, чем предприятию реально необходимо. Это делается для поддержания должного уровня занятости в районе. Официально зарегистрированных на бирже труда безработных в нашем муниципальном образовании всего три человека!

– На прошедшем недавно в Красноярске Третьем экономическом форуме была озвучена еще одна актуальная сейчас проблема – корпоративной социальной ответственности. Какими вы видите пути ее решения?

– Социальная политика должна иметь место в любой компании. Важна воля руководства компании.

– В 2005 году "Соврудник" расширил свою сырьевую базу за счет двух новых участков. Когда начнутся работы на них?

– Реальный срок от получения лицензии до горно-подготовительных работ – два года. Такой срок проходит от получения лицензии до согласования проекта. Что это значит для предприятия? Это значит, что на два года из оборота будут отвлечены достаточно крупные средства. И отдачу они принесут не через два года, а через четыре-пять лет. Фактически это прямые убытки для предприятия. Возьму на себя смелость утверждать, что несовершенство нашего законодательства в сфере природопользования не дает развиваться золотодобывающей промышленности в целом по России. Получая лицензию, я получаю на руки простую бумагу. И я не могу прийти и получить за те деньги, что уже заплатил за лицензию, имеющиеся в архивах геологические данные. Нужно платить за геологические сведения, за перевод участка из лесного в нелесной, я должен платить на каждом шагу, на это тоже требуется время. Если "Соврудник" еще может привлечь средства, то более мелкие предприятия – вложить в месторождения несколько десятков миллионов или даже просто миллионов рублей, а начать на нем работать через три года, не способны. Им просто никто не даст таких денег. Работы над законом о недрах ведутся. Однако, по моим ощущениям, пока никто не внес существенных поправок, которые бы в корне смогли изменить ситуацию. Ключевые позиции не изменены. Но надежда на то, что будем услышаны, есть. Не так давно я был в Москве, где встречался с председателем Союза старателей РФ. Он заверил меня, что работа в этом направлении Союзом ведется и с министерствами, и с правительством.

– Одна из основных задач, которая стоит перед недропользователями, заключается в пополнении разведанных запасов золота. Как бы вы оценили ситуацию с ГРР, которая сейчас сложилась в золотодобывающей отрасли?

– Впервые за полтора десятка лет в прошлом году по РФ был получен прирост запасов по золоту. Это значит, что разведали больше, чем добыли. Добыли 150, а разведали 200 с лишним тонн. Произошло это за счет принадлежащего "Полюсу" месторождения "Благодатное". Это говорит о том, что только крупнейшие предприятия могут вести качественную геологоразведку. Но на одном предприятии золотодобывающую промышленность не реанимировать. Подавляющее большинство российских компаний, которые добывают меньше 2 тонн золота в год, позволить себе вложить средств в ГРР не могут. А если их запасы не будут прирастать, то рано или поздно компании придется свернуть свою деятельность. Это печальная реальность. Как долго продлится эта тенденция, сказать очень сложно. В случае с каждой компанией будут свои особенности.

– Перед многими отраслями сейчас стоит проблема устаревания оборудования. Есть такая проблему у "Соврудника"?

– Мы постоянно занимаемся обновлением и расширением парка горной техники. Единственная проблема – это качество российской техники. Но что отрадно, и здесь наметился прорыв: что касается бульдозерной техники, то заметное улучшение качества видно у Челябинского тракторного завода. В последние годы это очень заметно. В плане добычной техники – тяжелых экскаваторов, буровых станков – производительность, качество сборки и конструкция оставляют желать лучшего. Если же говорить о фабричном оборудовании, то на данный момент, как я считаю, ничего нового создать в РФ невозможно. Нет новых производственных мощностей, а те, что имеются, создавались в 60-70-е годы. Наука шагнула вперед, но в России внедрение новых технологий в изготовлении горной техники пока не просматривается. Тут впереди Япония и США. Оборудование, произведенное в этих странах, очень дорогое, но его производительность высока, оно требует меньше персонала, у него качественная сборка. Так что дороговизна себя оправдывает. По крайней мере мы в этом на личном опыте убедились.

– Такая техника наверняка требует квалифицированных специалистов?

– У нас на предприятии существует учебно-курсовой комбинат, на котором мы лицензированно обучаем всем рабочим специальностям, которые существуют на ООО "Соврудник", – от стропальщика до машиниста тяжелого экскаватора. 10-15 лет назад технические специальности были не очень популярны, и даже те, кто оканчивал соответствующие факультеты вузов, потом не могли устроиться на работу с достойной оплатой и уходили по другому профилю. Поэтому сейчас нет притока свежей крови в отрасль. Работают ветераны, но что отрадно, в последнее время эта тенденция начала меняться. Молодежь пошла учиться в вузы на геологов, технологов. Мы сейчас ведем переговоры с Красноярским университетом цветных металлов и золота об открытии на базе ООО "Соврудник" филиала вуза. Специалисты академии будут приезжать к нам и обучать наших специалистов без отрыва производства.

– Как бы вы оценили перспективы "второй индустриализации" Красноярского края и освоения Нижнего Приангарья?

– При тех запасах природных ресурсов, которые имеются на территории Нижнего Приангарья, можно сказать, что этот регион совершенно не освоен. И все меры по его освоению можно расценивать только положительно. В том числе и строительство Богучанской ГЭС в условиях тотального дефицита электроэнергии в крае. Несмотря на то что большую часть генерируемой ею энергии будут забирать алюминиевый завод и ЦБК, строительство которых планируется, надеюсь, энергии хватит и нам. Для нас это очень актуальная тема. По большому счету предприятия, которые сейчас находятся на территории края, больше развиваться не могут – нет свободной электроэнергии. Энергетического голода, конечно, нет, всем хватает, но на дальнейшее развитие мощности нет, "потолок" достигнут. ООО "Соврудник" готово увеличить добычу золота и свыше 2,5 тонны, но без внимания со стороны правительства в части хотя бы снятия законодательных препонов для золотодобывающей отрасли, к сожалению, это займет намного больше времени.