Дифференциация НДПИ – первый шаг к гибкому налогообложению в области недропользования

Комитет Государственной Думы РФ по природным ресурсам и природопользованию рассмотрел и рекомендовал принять в первом чтении проект поправок в налоговое законодательство, внесенных Правительством РФ.

Согласно законопроекту, продлевается действие специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по нефти до 31 декабря 2016 года, базовая ставка налога сохраняется на уровне 419 рублей за 1 тонну нефти.

Также сохраняется зависимость размера ставки НДПИ по нефти от мировых цен на нефть и курса доллара США к рублю Российской Федерации, при этом в формулу расчета ставки добавляется понижающий коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр.

Однако, по мнению экспертов, было бы целесообразнее не ставить ставку НДПИ в зависимость от мировых цен на нефть и курса доллара США к рублю, так как любые изменения данных параметров в сторону увеличения приводят к неизбежному повышению цен на товары и услуги на внутреннем рынке. Так, например, за последние 2-3 года внутренние цены на топливо необоснованно поднялись почти в 1,5 – 2 раза.

Снижение ставки НДПИ, по рассматриваемому законопроекту, начинается при наличии прямого учета добычи нефти на конкретном участке недр, в случае, если степень выработанности запасов участка недр больше 0,8 или равна 0,8 (соотношение добытых полезных ископаемых к запасам полезных ископаемых).

В то же время, как показывает практика добычи полезных ископаемых, месторождения с выработанностью запасов более 80% становятся нерентабельными для недропользователей и, зачастую, такие месторождения остаются брошенными. В этой связи, для месторождений с выработанностью запасов более 80% целесообразнее определить нулевую ставку НДПИ.

Как следует из пояснительной записки, в случае, если значение степени выработанности запасов месторождения (залежи) меньше или равно 0.05, и лицензия на пользование недрами была выдана до вступления в силу настоящего закона, нулевая ставка НДПИ, в указанных территориальных границах, действует до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участках недр, расположенных полностью или частично в Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции (в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края) и до срока разработки запасов участка недр, не превышающего или равного 10 годам, при наличии прямого учета добычи нефти на конкретных участках недр.

Вместе с тем, предложение об установлении нулевой ставки НДПИ по нефти при условии достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн, на указанных участках недр, представляется депутатам сомнительным, так как месторождения с таким запасом нефти являются крупнейшими и недополучение налоговых поступлений от разработки таких месторождений может привести к необоснованному снижению поступлений денежных средств в бюджет Российской Федерации. В связи с чем, следует уменьшить показатель уровня достижения объема добычи нефти, до 10 млн. тонн, что соответствует количеству запасов средних месторождений нефти.

Авторами законодательной инициативы предлагается ввести условие о наличии прямого учета добычи нефти на конкретных участках недр. Однако, для более объективных качественных и количественных показателей добычи нефти, несмотря на дополнительные финансовые затраты недропользователей, следовало бы установить условие о наличии прямого учета добычи нефти с каждой скважины на конкретном участке недр. Данная мера позволит усилить государственный контроль над эксплуатацией месторождений полезных ископаемых.

Одним из серьезных недостатков рассматриваемого законопроекта члены Комитета считают его направленность только в отношении одного вида полезных ископаемых – нефти. Между тем, в настоящий момент такое решение целесообразно и необходимо и в отношении газа, а также твердых полезных ископаемых, месторождения которых зачастую имеют высокую степень выработанности, а освоение новых месторождений требует дополнительных стимулов.

Еще одним недостатком законопроекта депутаты считают территориальную ограниченность его применения. По их мнению, действие законопроекта целесообразно распространить не только на территорию Восточной Сибири, но и на территории традиционной добычи полезных ископаемых в Западной Сибири, а также регионы будущей нефтедобычи (северная часть Тимано-Печерской нефтегазовой провинции и акватория Каспийского моря), где к настоящему времени открыты и готовятся к промышленной эксплуатации крупные запасы нефти – около 1 млрд.т.

Как недостаток законопроекта Комитет расценил и то, что при расчете НДПИ не учитываются такие факторы, как природно-климатические условия территории, на которой находится месторождение, географическое расположение, горно-геологические условия разработки.

В то же время, констатируется в официальном заключении, «рассматриваемая законодательная инициатива Правительства РФ о дифференцированном подходе налогообложения добычи нефти – это первый шаг к гибкому налогообложению в области недропользования».

Как показала практика, введенная 1 января 2002 года фиксированная ставка НДПИ для низкорентабельных объектов оказалась выше прежних платежей (плата за добычу, отчисления на ВМСБ), что привело к необоснованным убыткам и прекращению разработки запасов полезных ископаемых пониженного качества. Для высокорентабельных объектов ставка НДПИ получилась ниже прежних платежей, что привело к сверхдоходам отдельных компаний с одной стороны и, одновременно, снижению доходной части государственного бюджета, с другой стороны.

К сожалению, говорится в заключении Комитета, в настоящий момент сложилась такая ситуация, при которой нефтяные компании резко повысили объемы добычи не за счет ввода новых объектов, а за счет более интенсивного отбора нефти. Такое положение дел неизбежно приводит к снижению коэффициента извлечения нефти и потере запасов. В связи с чем возникла острая необходимость стимулировать недропользователей к разработке новых месторождений полезных ископаемых, применению высоко современных технологий, обеспечивающих продление рентабельной разработки вырабатываемых месторождений.

В итоге Комитет Госдумы РФ по природным ресурсам и природопользованию счел возможным поддержать принятие законопроекта при условии учета ко второму чтению указанных замечаний.