На юге Тернопольщины питьевая вода хоть и не на вес золота, зато ценность имеет особую. В города и веси это самое большое жизненно необходимое благо поступает в основном из открытых источников. Разведанные запасы подземных вод, по оценкам геологов, весьма незначительны, поскольку скалы Днестра, богатые твердыми отложениями девонского и силурийского периодов (им сотни миллионов лет) «подпускают» близко к себе подземные воды. Но, в общем-то, самая большая проблема — качество питьевой воды, которая подается населению нескольких райцентров уже сейчас, и качество очистки стоков.
В Черткове, Борщове, Залещиках водопровод был построен давно — в конце 60-х — начале 70-х годов. На сегодняшний день почти 20 процентов водосетей полностью исчерпали свой технический ресурс и требуют замены. Средств на такие цели в местных водоканалах или коммунхозах, как правило, всегда катастрофически не хватает.
Проводятся лишь аварийные ремонты сетей в случае прорывов. А они в упомянутых городах — явление почти ежедневное. На экологический язык это переводится просто: в водопровод попадает земля, болотные отложения, и вода еще больше загрязняется. Так что качество воды прежде всего ухудшается в водосетях.
Погодите, а разве определена необходимость в средствах для замены водосетей или их капитального ремонта?
Например, руководители второго по масштабам в области водоканализационного хозяйства — Чертковского водоканала — так и не смогли ответить корреспонденту, сколько нужно средств для замены одного, двух или более километров водных стальных труб на современные, более долговечные полиэтиленовые. Для местных властей это дело также не первостепенное. Городской голова Черткова Михаил Вербицкий долго рассказывает, что в местном бюджете нет денег на то, чтобы дотировать все потребности водоканала, а резерв на повышение тарифов на водоснабжение и водоотвод пока исчерпан. 2,28 грн. за 1 куб.м — это, как для жителей райцентра, чересчур. Называется, приехали.
Главный государственный санитарный врач Тернопольской области Степан Днистрян характеризует ситуацию в целом как крайне неблагоприятную:
— Качество питьевой воды, подаваемой населению из источников централизованного водоснабжения, в ряде райцентров отнюдь не соответствует Госстандарту №2478-82 «Вода питьевая». Например, в Черткове, Залещиках, Кременце качество воды по бактериологическим показателям в два-три раза ниже по сравнению с общим отклонением по области (6,6%), а в Борщове — в целых шесть раз! А по химическому составу (а именно в плане твердости и содержания нитратов) питьевая вода особенно «не вписывается» в нормативы в Борщове и Залещиках (отклонение соответственно 33 и 9%). И хотя благодаря разъяснительной работе среди руководителей местных органов власти качество воды слегка улучшилось, состояние водосетей угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию населения этих городов.
Райцентры в юго-восточной части области оказались в зоне экологического бедствия еще и по другой, смежной, причине. Очистительные сооружения здесь устаревшие и почти не работают. Например, в Черткове сточные воды проходят только механическую очистку (через песчано-гравийные фильтры). Биологическая очистка до сих пор выглядит как фата-моргана для города. Не работают и поля фильтрации. Результат? Стоки просто сбрасываются в реку Серет. Кроме того, вот уже восемь лет невозможно определить само качество очистки сточных вод, концентрацию зависших в них вредных веществ, поскольку не работает соответствующая лаборатория. Которая, отметим, была единственной среди районных водоканализационных хозяйств…
В промышленных зонах городов Тернопольщины значительная часть стоков идет в коллекторы, не подсоединенные к общегородским очистительным сооружениям. В Борщове, например, напорные коллекторы пришли в негодность под действием стоков местного сырзавода еще в 80-х годах. И они до сих пор не отремонтированы — ни за средства предприятия, ни за бюджетные.
А в Черткове ситуация с очисткой стоков уже начала было вселять определенные надежды. Два года назад три предприятия — мясокомбинат, сырзавод и перопуховая фабрика — вложили деньги в ремонт общих очистительных сооружений. И вышло, словно бес попутал! Удовольствие просуществовало считанные месяцы. С середины прошлого года мясокомбинат по инициативе владельца прекратил забой животных. Оказалось, что очистка сточных вод стала будто бы и не нужна. В конце концов зимой очистительные сооружения замерзли, не работают. Им снова нужен ремонт.
О перспективных проектах локальной очистки промышленных стоков, один из которых при содействии Альянса за сохранение энергии (USAID) был впервые реализован в Украине на Львовском дрожжевом заводе и дал возможность на четверть уменьшить нагрузки на городские очистительные сооружения, городам Тернопольщины остается только мечтать. В городе Льва проект профинансировал солидный инвестор — компания «Энзим». На Тернополье все выглядит довольно-таки печально. С инвесторами, думающими о развитии предприятия, проблемы здесь возникают немалые.
Местная власть и руководители коммунальных хозяйств указанных городов наконец-то, а точнее — в последние два года, поняли, что латание канализационных дыр — это не выход. Крайне необходима современная реконструкция очистительных сооружений с применением новейших энергоэкономных технологий с высоким уровнем очистки стоков. И вновь все упирается в их величество деньги. Все, на что способны местные бюджеты, это выделить по 40—50 тыс. грн. на изготовление проектной документации. Да и то не во всех городах!
В Черткове еще с 2003 года продолжается переписка городского совета с исполнителем работ — полтавским природоохранным предприятием «Экология». Как уверяет его директор, лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники Иван Капарник, мэрия до сих пор медлит, она не предоставила всех показателей для разработки документации, и потому невозможно выполнить заказ.
Сама стоимость реконструкции очистительных сооружений в этих городах, по подсчетам разработчика проекта — полтавского природоохранного предприятия «Экология», — приближается к 1,5 млн. грн. Таких денег нет ни в городском бюджете, ни в районном, ни в областном природоохранном фонде.
А поддержка на уровне государства стала довольно интересным явлением. В прошлом году на предупреждение аварий и техногенных катастроф двум городам и поселку Тернопольщины (Збараж, Бережаны, Скалат) было выделено всего лишь 500 тысяч гривен. Другим населенным пунктам не досталось ни копейки. Городской голова Борщова Иван Башняк равнодушие государственных властей к региону объясняет мотивами чисто политическими: «Все народные депутаты от области были в оппозиции к режиму Кучмы—Януковича, с ними никто не считался, перепадал «шиш» субвенций из государственного бюджета местным казнам». Однако он упускает из виду тот факт, что в соседней Ивано-Франковской области, откуда также рекрутировались все «неправильные» депутаты, на эти потребности выделено в десять раз больше средств. Обиженные мэры, вероятно, забыли о разрекламированных в СМИ масштабах злоупотреблений в регионах, когда сметы реконструкции очистительных сооружений и других работ были завышены в несколько раз.
Но неожиданно возник парадокс: в продвижении реконструкции очистительных сооружений фору малым городам Тернопольщины дали еще менее населенные пункты. Здесь капиталовложения шли из разных источников. В Залещиках с населением десять тысяч жителей, например, водопровод и канализационную систему арендует частное предприятие «Олимп». Оно за свои средства частично восстановило работу очистительных сооружений: отремонтирован машинный зал, компрессорные установки, заменена трансформаторная подстанция. Но, опять-таки, основные работы еще впереди. Поскольку общая стоимость проекта реконструкции водоснабжения и отвода стоков достаточно высока — более чем 1,5 млн. грн.
В маленьком поселке Дружба Теребовлянского района бремя этой проблемы взяли на себя местные власти. Годами не чищенные стоки здесь просто сбрасывались в речку Серет, на что справедливо жаловались жители окружающих сел. «Посмотрите-ка, — взывали они, — гибнет рыба, мест для купания не осталось!» В 2002 году новый председатель поселка Владимир Ваньо решил: поскольку в течение года доходную часть бюджета удалось увеличить более чем вдвое (до 200 тыс. грн.), работа очистительных сооружений будет восстановлена! В необычайно короткий срок — в течение месяца и за незначительные средства — 30 тыс. грн. заработали основные сооружения и агрегаты, стоки проходят биологическую очистку. А за счет замены старых электродвигателей на менее энергозатратные электроэнергии расходуется более чем на треть меньше.
Но, в общем, в крае горько шутят: деньги «на воду» никак не тонут в здешней воде. Потому что зачем же, подсказывает уже здравый смысл, им идти на дно, если частные инвесторы и власти словно сговорились: чем меньше хлопот, тем легче для нас.