Через нефтегазовые тернии – к политическим звездам

Из бывших главных топ-менеджеров времен Леонида Кучмы экс-глава «Нефтегаза Украины» Юрий Бойко едва ли не единственный, к которому у нынешней власти еще не сформулированы конкретные претензии.

Хотя это дело, как говорится, времени – эксперты предполагают, что действия Бойко, если их тщательно изучить,  по масштабу и размаху значительно превосходят махинации Игоря Бакая (в свое время, кстати, также занимавшего пост главы НАКа).

Уже не секрет, что именно НАК Бойко вместе с ДУСей Бакая и Минтрансом Кирпы были основными источниками финансирования кандидата от власти Виктора Януковича и материального обеспечения «семьи» бывшего Президента. Причем, с учетом того, что НАК «Нефтегаз Украины» является предприятием №1 в стране, он был наибольшим финансовым донором правящей «семьи» и кандидата от власти.

В «актив» НАКа времен Бойко эксперты записывают достаточно длинный перечень «дел» по долгосрочному и масштабному отъему денег из системы НАК «Нефтегаз» на протяжении последних лет:

Во-первых, это разработка и внедрение схемы работы по поставкам туркменского газа в Украину через посредническую оффшорную компанию «Юрал транс газ» в 2003-2004 г.г (ежегодно «чистая прибыль» в тени по разным подсчетам оценивается в 700 млн. дол. США);

Во-вторых, Бойко не один раз напоминали о схеме работы по транзиту нефти через территорию Украины с использованием в качестве посредников оффшорных фирм «Коллайд», «Скилтон», «Лайкастер» (2,5 дол. США на каждой тонне переваленной нефти на терминале «Южный»);

В-третьих, ему же «инкриминировали» «исчезновение» 7 млрд. куб.м. газа из подземных хранилищ на протяжении 2004 г. (как полагают специалисты, газ был преимущественно экспортирован, деньги потрачены на выборы и распределены по карманам);

В-четвертых, отмыв 108 млн. дол. США неизвестного происхождения (есть предположение, что это уведенные в оффшор и скрытые от налогообложения в Украине и России деньги ТНК) на реверсе нефтепровода Одесса – Броды в партнерстве с менеджментом ТНК и «Укртранснафты»;

В-пятых, содействие реэкспортным схемам с российской нефтью через «ЛИНОС» и Кременчугский НПЗ с незаконным возмещением НДС (чистая прибыль 60-75 дол.США с тонны нефти при ценах на нефть около 300 дол. за тонну);

В-шестых, вымывание из дочерних компаний («Укртрансгаз», «Укргаздобыча», «Укртранснафта», «Укрнафта») денежных средств через централизацию материально-технического обеспечения в рамках НАКа (дочерняя компания «Укрнефтегазкомплект» по процедуре «потешных тендеров» снабжала все предприятия НАКа необходимыми для производственной деятельности товарно-материальными ресурсами по многократно завышеным ценам. Скорее всего, была задействована схема откатов, когда те шли руководству НАКа.)

В-седьмых, подпольная добыча и экспорт газа со скважин, которые формально считались законсервированными и проходили по статистике, как имеющие нулевой дебит;

В-восьмых, досрочная выплата реструктуризированной задолженности НАК «Нефтегаз» перед «Газпромом» (по некоторым оценкам на этой схеме было заработана около 250 млн. дол. США, распределенных между топ-менеджментом НАКа и российской монополии, а также ушедших в оффшоры отдельных политических лидеров в Украине и России);

В-девятых, создание неучтенного финансового резерва через схему российско-украинского газотранспортного консорциума. (Бюджет проекта – 3,8 млрд. грн. Необходимый объем финансирования строительства газопровода Богородчаны – Ужгород длиной 254 км – примерно 1,3 млрд. грн. Остальное – 2,5 млрд. грн. – предполагалось использовать на цели, не связанные с деятельностью консорциума. Поэтому, в него не допускались немцы, поскольку первое же знакомство с документацией вызвало бы вопрос о причинах почти 3-кратного завышения стоимости проекта);  

В-десятых, отмывание ежемесячно многомиллионных сумм денег через футбольную команду «Ворскла – Нафтогаз», финансовую помощь регионам (прежде всего Луганской области и меру г.Львова), различным фондам ветеранов МВД и СБУ;

И, наконец, в-одиннадцатых, – перекачивание денег через посреднические фирмы на счета фонда Леонида Кучмы «Украина».

Проверка хотя бы этих пунктов, о которых говорят в кулуарах, может стать объектом более подробных расследований.

А колесо-то по-прежнему вертится…

Между тем, с увольнением Бойко с должности, часть схем по-прежнему работают на него. В частности, реверс Одеса – Броды, ливийский проект (по некоторой информации он «приватизирован»), «заначка» в газотранспортном консорциуме. «Юрал Транс газ» поменялся на «Росукрэнерго», но схема не изменилась.

Особого внимания заслуживает новейший проект, которым занимается Бойко – это создание ВИНКа. Он начал его строить осенью прошлого года с благословления бывшего президента Леонида Кучмы. Но сейчас идея претерпела кардинальное изменение. ВИНК от Бойко лишь внешне выглядит благородно. На самом деле за его идеей эксперты видят попытку Тюменской нефтегазовой кампании получить под свой контроль более 70% рынка нефтепродуктов в Украине.

Схема выглядит следующим образом. ВИНК предполагается создать на базе «Укртатнафты» (Кременчугский НПЗ). Поскольку нефти украинской добычи («Укрнафта») недостаточно для масштабных интервенций на рынок, стратегическим партнером ВИНКа должен стать создаваемый в ускоренном порядке Торговый Дом «Татарстан – Украина».

По некоторой информации, его учредителем со стороны Казани выступают не только «старые татары» из «Татнефти», а и «новые» – из ТНК под предводительством Хана. Последний, как известно, является исполнительным директором ТНК-ВР.

Таким образом, Бойко, проявивший себя как человек ТНК в деле «приватизации» ЛИНОСа (на его счету схема приватизации под ТНК ОАО «ЛИНОС» через доведение предприятия до банкротства) и реверсе нефтепровода Одесса – Броды, видится в роли «троянского коня» в новейшей схеме «танкистов» по получению полного контроля над Кременчугским НПЗ. Имея в своей собственности Лисичанский НПЗ и контролируя через лояльный менеджмент Кременчуг, ТНК сможет заполучить 70%  рынка нефтепродуктов в Украине.

На прямой вопрос, почему ВИНК  не работает, г-н Бойко на своей последней пресс-конференции выдал следующую тираду: «Мне кажется, что следует продолжить ту работу, которая была начата, по формированию ВИНК и влиянию государства на рынок нефтепродуктов. Основные моменты, которые касаются этого процесса, я уже назвал . Это, прежде всего, работа «Укрнефти» через собственные заправки, [установление] цен на этих заправках таких, какие нужны для стабилизации рынка, товарной интервенции со стороны Кременчугского НПЗ за счет  закупок нефти государственной переработки, работа Шебелинского газоперерабатывающего предприятия на своей сети заправок,  которая существовала и являлась стабилизирующим фактором также. Все эти факторы  в совокупности должны работать. Это и есть ВИНК, он не формализован, де-факто он выполнял роль стабилизатора на рынке нефтепродуктов и его сглаживал».

Однако здесь Юрий Анатольевич почему-то забыл упомянуть, какими средствами шли к этой благородной цели и как он «выпросил» себе для ВИНКа госпакеты «Галичины» и «Укртатнафты». В отрасли слишком хорошо знали цену благородным целям г-на Бойко – и на «Галичине» разразилась настоящая война между НАКом и одним из акционеров. «Укртатнафте» тоже не поздоровилось – смена менеджмента и последовавшая затем перестройка всех финансовых и сырьевых потоков плюс возникшие разногласия с татарскими совладельцами ЗАО никак не способствовали стабильной работе предприятия.

Цель не оправдала средств: как бы ни уверяло новое руководство «Укртатнафты», что «все будет хорошо», в марте 2005 года на Кременчугский НПЗ было поставлено 529,5 тыс. тон нефти, что составило 85,4% от февральских поставок, а за период январь-март 2005 г. было поставлено 1557,4, что составило 78,2% от аналогичного периода 2004 г., как сообщали «Українські Новини». Всего лишь за полгода «люди Бойко» умудрились довести спад объемов производства до 12%!

В последние месяцы перед отставкой Бойко активизировал свои  внешнеэкономичские контакты, которые напрямую связывают с появлением новых схем. В первую очередь имеются ввиду ливийский и калмыкский проекты. Принцип откачивания финансовых ресурсов следующий. В разработку берется определенная площадь, где предполагается наличие газа и нефти. Для уточнения запасов производится комплекс геологоразведочных работ, достаточно длительный по своему технологическому циклу (2 – 3 года). На выполнение разведочного бурения могут списываться многократно завышенные суммы, исчисляемые десятками и сотнями миллионов долларов в рамках отдельного проекта. Определить заведомо объем финансирования подобных работ, как и проверить реальные объемы выполненного достаточно проблематично. Тем более, если речь идет о зарубежных контрактах…

Вот такая арифметика.

Из бизнесменов – в политику

Впрочем, сейчас все претензии к себе Бойко решил перевести в плоскость политики. Он уже заявил о своем намерении баллотироваться на выборах в парламент в 2006 г. по списку объединения «Держава». Получение депутатского мандата бывшему президенту НАК «Нефтегаз Украины» крайне необходимо для предохранения себя от преследования.

О «карающем мече революции» Юрий Анатольевич задумывается не зря. На прошлой неделе замминистра МВД Геннадий Москаль в телеэфире ясно дал понять, что до расследования деятельности НАК в период правления г-на Бойко и до господина Бойко лично, у него просто «руки не доходят».

Бойко же считает, что нынешние преследования в отношении его, «носят чисто заказной характер, конечной целью которых является  собрать как можно больше материалов для заведения уголовных дел на бывших руководителей с тем,  чтобы использовать эти материалы для отвлечения  людей в случае каких-то экономических проблем».

«Что касается вопроса, почему я не уехал из Украины – я не чувствую за собой никакой вины.  Высшее руководство «Нефтегаза Украины» в своей работе руководствовалось соблюдением национальных интересов и проводило политику, направленную на защиту отечественных производителей и потребителей. Если будут предъявлены какие-либо незаконные обвинения, мы будем действовать в законодательном поле  — с адвокатами, без отъезда», – заявил Бойко.

Скорее всего, обеспечивать новый политический образ «гонимого» Бойко будут традиционно финансировавшиеся со стороны НАКа «ЮПЕКО» (Объединенные нефтяные консультанты), а также новосозданные Центр энергетических исследований и агентство «Триада». Именно они могут стать его ПР-контингентом при баллотировании на выборах в парламент.

Одновременно Юрий Бойко занимается продвижением во власть ряда фигур, которые обязаны ему материальной поддержкой в то время, когда он был у руля НАКа. В ближайшем будущем они должны стать его опорой в новых политических начинаниях.

Успеет ли?..