Резкая критика российской экономической политики со стороны вице-президента США Ричарда Чейни, прозвучавшая на саммите балтийских и черноморских государств в Вильнюсе, противоречит интересам американских нефтегазовых корпораций. Газпром может отказаться от приглашения ConocoPhillips и Chevron в Штокмановский проект.
Ранее концерны ConocoPhillips и Chevron вошли в шорт-лист претендентов на разработку Штокмановского месторождения на российском арктическом шельфе. Но речь господина Чейни может помешать американским компаниям принять участие в перспективном проекте, уверены западные эксперты.
Официальные представители Chevron и ConocoPhillips пока предпочитают не комментировать ситуацию, сложившуюся вокруг Штокмана. В Газпроме обещают завершить отбор иностранных партнеров для участия в проекте в ближайшие дни.
Штокмановское месторождение расположено в Баренцевом море. Объемы запасов по предварительным оценкам составляют 3,7 трлн. куб. метров газа. Для разработки арктического шельфа Газпром привлекает иностранные корпорации, имеющие опыт работы в схожих условиях. По неофициальной информации, Газпром может взять на Штокман норвежскую компанию – Statoil или Norsk Hidro – и одного из американских претендентов, так как экспорт сжиженного природного газа со Штокмана будет ориентирован преимущественно на рынок США.
«Но нефтегазовые проекты – это пешка в большой игре», – констатирует экономист британского Королевского института международных отношений Джон Митчелл.
Во время визита в Вильнюс Ричард Чейни обвинил Россию в отходе от принципов демократического развития и применении энергетического шантажа в отношениях с соседними странами – Украиной, Грузией и государствами Прибалтики.
Поддержала основные положения речи Чейни в Вильнюсе и госсекретарь США Кондолиза Райс. «Вице-президент Чейни изложил факты абсолютно правильно», – заявила госсекретарь.
В ответ на выступление Чейни министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко опубликовал заметку в Financial Times, в которой опроверг заявления вице-президента США и призвал к конструктивному диалогу в рамках саммита G8, который состоится летом 2006 года в Санкт-Петербурге.
Агрессивные заявления Чейни политологи объясняют желанием Белового дома ограничить растущее влияние России на международную политику. «Чейни и министр обороны США Дональд Рамсфелд – оплот американской внешней политики – намерены критиковать Москву за стратегию экспорта энергетических ресурсов, чтобы держать под контролем рост влияния России за рубежом», – говорит британский экономист Уильям Праст.
Резкие высказывания Чейни вызвали недоумение политологов и российской дипломатии. Обеспокоенность Кремля заставила официальный Вашингтон уточнить позицию в отношении России. «В выступлении вице-президента США Ричарда Чейни в Вильнюсе не была озвучена новая политика в отношении России», – попытался смягчить ситуацию официальный представитель Госдепартамента США Шон Маккормак.
Но представители экспертного сообщества уверены, что Москва не удовлетворится объяснениями господина Маккормака. Реакция российских властей не ограничится ответными заявлениями, подозревают экономисты. Один из рычагов давления на Вашингтон – проект разработки газового месторождения Штокман на арктическом шельфе. «Россия не оставит этого просто так, – говорит аналитик исследовательской компании Oppenheimer & Co. Фэйдел Гейт. – Каким будет ответ Москвы, пока непонятно. Но Россия должна ответить. И следует учесть, что развитие экономики очень зависит от политических решений».
Ряд западных аналитиков считает, что у Америки достаточно рычагов давления на Россию, чтобы не опасаться отказа по Штокмановскому проекту. Основной рынок сбыта сжиженного природного газа со Штокмана – это США, говорят эксперты. «Вне зависимости от того, что говорил Чейни, с экономической точки зрения менять что-то в стратегии развития Штокмановского месторождения нецелесообразно, – говорит аналитик исследовательского центра Wood Mackenzie Фрэнк Харрис. – Штокман – большой и сложный проект. Для его реализации Газпрому нужны партнеры. При этом американский рынок – ключевой для этого проекта».
Впрочем, эксперт не исключает, что рост напряженности между Россией и США может привести к исключению американских корпораций из числа претендентов на разработку российского газа. «Даже если ни одна из американских компаний не пройдет, возможности для развития сотрудничества между Россией и США сохранятся», – подчеркивает специалист.