Июньские разбирательства в Совете нацбезопасности и обороны по поводу того, кто и как использует природные ресурсы, дали Украине не только нового министра экологии с заметно урезанными полномочиями, но и новый порядок получения лицензий на использование недр. Практическим воплощением изменений стало октябрьское постановление правительства «Об утверждении порядка выдачи специальных разрешений на использование недр»
Октябрьское постановление Кабинета Министров вносит в процесс получения лицензий несколько существенных изменений. Во-первых, из структуры Минэкоресурсов выведен специально уполномоченный орган исполнительной власти по геологическому изучению и обеспечению рационального использования недр (предположительно этот орган должен получить название Комитета по природным ресурсам). Большинство экспертов называют его создание не более чем попыткой превратить теперь уже бывшее Минэкоресурсов (ныне — Министерство экологии) в его предшественника — Министерство экологии УССР, единственной функцией которого было лишь говорить «со всех трибун» о том, что «…ліси вирубуються, річки висихають…». Слабым утешением Министерству экологии может послужить разве что то, что данный орган до сих пор не создан, и за выдачу лицензий пока отвечают министерские чиновники. Что касается самого порядка лицензирования, то он также претерпел серьезные изменения. Если раньше в полученной на использование недр лицензии были прописаны и вид деятельности (т. е. доказательство профессиональной пригодности), и разрешение на осуществление работ на определенной территории, то сейчас это — два отдельных документа. Во-вторых, теперь обязательным дополнением к лицензии будет лицензионное соглашение. По сути дела, это контракт, в котором до мельчайших подробностей определены все обязанности структуры, которая получает в разработку то или иное месторождение. Раньше подобного документа в Украине не существовало, а перечень обязанностей ограничивался одним абзацем в лицензии.
Сколько это стоит
По неофициальной информации, в прошлом для ускорения процесса получения лицензии компании могли «доплачивать» до 50 тыс. грн.
В новом постановлении гарантируется обязательное проведение всеукраинских конкурсов на исследование и разработку месторождений. И хотя подобная методика существовала и раньше, контроль за проведением конкурса на всех его уровнях (в первую очередь, на уровне регионов) практически отсутствовал. Однако даже нынешние условия отбора претендентов, по мнению экспертов, требуют доработки. Так, Леонид Середницкий, заместитель начальника департамента добычи газа и нефти НАК «Нефтегаз Украины», недавно вернувшийся из Алжира, где его компания подала заявки на участие в тендерах на разработку нескольких месторождений, объяснил, что в этой стране сначала проводится публичная презентация объекта. Компания знакомится с самим объектом и с условиями работы на нем, и только после этого она может подать заявку на участие в конкурсе. Конкурс в Алжире, да и в большинстве других стран, является действительным только при наличии определенного количества соискателей, соответствующих всем требованиям. У нас, по мнению эксперта, конкурс объявляется уже после того, как находятся заинтересованные в объекте компании.
Как это было
Раньше для того, чтобы принять участие в конкурсе на использование месторождения, первое, что должна была предпринять компания, это получить разрешение от местных властей того региона, в котором оно находится. Не изменился этот принцип и сейчас. То, что происходит на местах, эксперты называют монополией местных элит. Именно в кабинете регионального чиновника и происходит первичный отбор кандидатов на осуществление работ, а это дает ему право требовать особого к себе отношения. Профессиональные качества претендента, опытность, возможности играют далеко не первую роль. По мнению Леонида Середницкого, центральный орган исполнительной власти, ответственный за выдачу лицензий, должен самостоятельно решать все вопросы, связанные с властями на местах.
Когда-то, до принятия правительством октябрьского постановления, без разрешения местного органа самоуправления Минэкоресурсов не имело права выдавать лицензии, что давало регионам повод для спекуляций. Известны случаи, когда компания, заинтересованная в разведке или промышленной добыче ресурсов, заранее договорившись с местными властями, блокировала других. С целью создания видимости настоящего конкурса заявки поступали от несуществующих либо же незаинтересованных структур. В результате конкурс проводился с участием одной компании. Согласно новой позиции Кабмина, предполагается усилить контроль с целью недопущения подобных злоупотреблений. В свою очередь, глава комитета Верховной Рады по экологической политике, природопользованию и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Геннадий Руденко считает, что единственное, что должно зависеть от местных властей в процессе выдачи лицензий, это подача в Комитет по природным ресурсам списка требований к работе компании, касающихся исключительно специфики региона (инфраструктура, экологическая безопасность и т. д.).
Кроме разрешения местных властей, компания-кандидат должна получить лицензию на вид деятельности, обязательным требованием для обладания которой является доказательство эффективности работы на месторождениях (финансовые показатели, научные разработки, оборудование, специалисты). Выдавался и продолжает выдаваться данный документ Министерством экологии. По мнению экспертов, эта лицензия исключает возможность участия в исследовании или промышленной добыче природных ресурсов компаний-новичков, однако парадоксальность ситуации в том, что, чтобы приобрести некоторый опыт в этом деле, необходимо сначала получить лицензию, которая без наличия у претендента такого опыта не выдается. Как сообщил Геннадий Руденко, возглавляемый им комитет инициирует внесение изменений в этот порядок. По его мнению, компания, заинтересованная в разработке природных ресурсов, не должна доказывать свою профессиональную компетентность. Главную роль должны играть те деньги, которые она готова инвестировать в то или иное месторождение.
Для начала любого вида работ на месторождении необходимо иметь:
1. Лицензию на вид деятельности.
2. Специальное разрешение (лицензия на территорию).
3. Лицензионное соглашение
После получения компанией лицензии на вид деятельности министерство принимало решение о выдаче спецразрешения на использование недр на определенной территории. По закону рассмотрение заявок должно длиться не более месяца, однако, ни в одной из опрошенных нами компаний не подтвердили, что такая заявка была рассмотрена в срок. Как правило, вердикт по конкурсу выносился через два-три месяца, однако известны случаи, когда компания ждала решения больше года. Но если сама компания вовремя не получала подтверждения о продлении лицензии, даже если подавала заявку в срок, — это уже считалось нарушением закона, и ей необходимо было тут же прекращать любые работы.
Главное новое
По мнению Леонида Середницкого, самое существенное нововведение октябрьского постановления — это лицензионное соглашение, которое является обязательным дополнением к спецразрешению. Если в лицензии содержится информация о самом месторождении и компании, получившей право на его использование, то лицензионное соглашение является документом, в котором уже детально прописаны все обязательства, которые берет на себя компания, выигравшая конкурс. Как говорят специалисты, до введения лицензионного соглашения требовать что-либо от компаний было проблематично, поскольку отсутствие четко определенных обязательств сторон приводило к непониманию между государством и подрядчиком. Однако сейчас пока рано говорить о действенности такого соглашения. Должно пройти несколько лет, прежде чем будут заметны результаты.
Остальные положения нового постановления правительства в том или ином виде уже существовали и — не работали. Поэтому говорить о том, что очередное постановление изменит отношение чиновников к самому принципу получения лицензий, по крайней мере, наивно.