Рынок алмазов существенно отличается от рынка даже самых редких драгоценных металлов, таких как золото и платина, хотя первоначально эти рынки развивались в схожих условиях. В последнее время в развитии глобального бриллиантового бизнеса начали возникать интересные процессы. Например, Россия в ближайшее время собирается сделать достоянием гласности сведения о запасах и добыче алмазов. Причем выгодно это будет в первую очередь мировому монополисту со звучным именем. Впрочем, обо всем по порядку. Для начала попытаемся проанализировать специфику рынка алмазов от самого его зарождения…
Исторически золото, бриллианты и другие драгоценные камни вроде рубинов и сапфиров ценились за свою красоту и редкость: мест, где добывались алмазы, было очень мало. Самым известным из них была Голконда в Южной Индии, откуда происходит большинство знаменитых крупных алмазов средневековья. И за каждым из них тянется "шлейф" истории, часто довольно кровавой. В процессе своего движения из Индии на Запад и ряда перепродаж алмазы все более поднимались в цене. Не случайно в Европе их стоимость в несколько раз превышала первоначальную цену на Востоке. Колониальные завоевания европейских держав в Азии имели целью также и "экспроприацию" драгоценностей, в первую очередь алмазов.
Не стояла на месте и наука. Ученые проводили дорогостоящие эксперименты с алмазами, пытаясь определить их химический состав. И постепенно доказали, что по своей сути они представляют хорошо знакомый углерод, имеющий специфическую кристаллическую решетку (алмаз "горит", и в результате выделяется тот же самый углекислый газ, что и при горении угля и графита).
На рубеже ХIX и XX веков были открыты новые богатейшие месторождения алмазов. Крупнейшим из них стало месторождение Кимберли в Южной Африке. Специалисты вывели интересную закономерность: алмазные россыпи обычно находили в глине, заполняющей своеобразные полости среди вулканических пород, в так называемых "кимберлитовых трубках".
Принцип кимберлитовых трубок помог в поиске новых месторождений природных алмазов: их обнаружили не только в Южной, но и в Центральной и Западной Африке. А исследование области древнего вулканизма в Восточной Сибири уже в годы существования СССР позволило советским ученым найти богатейшие месторождения алмазов в Якутии. Ученые-геологи также определили основной принцип формирования алмазных месторождений: в древние времена они образовались в условиях высокой температуры после извержения магматических пород из вулканов при одновременном наличии высокого давления. Только в таких условиях кристаллическая решетка графита "преобразуется" в алмазную. Так появился научный базис для алмазного производства.
Первые попытки синтезировать алмазы в лабораторных условиях не имели успеха. Однако со временем в ходе отдельных экспериментов начали получать небольшие кристаллы. Вскоре были созданы установки, позволяющие получать небольшие искусственные алмазы, ничем не отличающиеся от натуральных.
Но вернемся к природным камням. В начале XX века добыча алмазов в мире начала резко расти. По логике, цены на них должны были бы резко упасть. Однако этого не произошло, поскольку к началу XX века мировой рынок драгоценных камней был фактически монополизирован рядом крупных торговцев, среди которых выделялась семья Оппенгеймеров и их корпорация "Де Бирс" (De Beers), контролировавшая большую часть алмазных месторождений в Южной Африке. Именно Оппенгеймеры начали проводить политику "придерживания" выхода на рынок алмазной продукции, чтобы не допустить падения цен. Основные же алмазные сделки с тех пор проводятся в бельгийском городе Антверпене, исторически специализировавшемся на ювелирной промышленности.
Перед воротилами бриллиантового бизнеса вскоре возникла проблема гораздо более серьезная, чем регулирование рынка продаж: их не на шутку встревожило развитие мировой алмазной промышленности. Однако Оппенгеймеры нашли выход из данной ситуации. Практически все крупные производства искусственных алмазов были выкуплены через подставные структуры компанией "Де Бирс". Она скупила также все изобретения и патенты на производство искусственных алмазов.
Кроме того, на международном уровне были приняты нормативы, обязывающие производителей делать крупные искусственные алмазы со специальными вкраплениями — для того, чтобы их можно было без труда отличить от природных. Сложнее обстояло дело с СССР, в котором стремительно развивались технологии производства искусственных алмазов. Напрямую помешать этому компания "Де Бирс" не могла. И Оппенгеймеры согласились заключить взаимовыгодное соглашение с руководством Советского Союза, чтобы предотвратить массовый выброс искусственных советских алмазов на мировой рынок.
Суть сделки заключалась в том, что "Де Бирс" согласилась покупать якутские алмазы по завышенной цене при условии, что СССР не будет поставлять на экспорт ювелирные изделия из искусственных алмазов и ограничится их применением в промышленности и военной сфере. Поэтому даже те мощности на советских заводах, которые позволяли изготавливать крупные искусственные алмазы, в основном были не задействованы либо лишь время от были времени выполняли оборонные заказы.
С распадом СССР заводы искусственных алмазов в России, Украине и других бывших союзных республиках были приватизированы. Мало кто знает, но их собственниками стали структуры, так или иначе связанные с "Де Бирс". Оборудование, которое позволяло изготавливать крупные алмазы, практически везде было законсервировано или демонтировано.
Зато добыча и огранка натуральных камней возросла. Причем на Украину (а именно — на Киевский и Винницкий ювелирные заводы) приходится 7% мирового рынка мелких алмазов. Доля России значительно больше — 22% мировой добычи, это второе место в мире. Так, если у нас обрабатывается алмазов в год на $40—50 млн., то в России только добывается на $1,6 млрд., половина из которых продается за рубеж необработанными. К слову, мировое первенство по производству алмазов принадлежит Ботсване — 32% всех алмазов на $2,3 млрд. Затем Россия и Канада (в последней их производится более чем на $1 млрд.), за ней — ЮАР и Ангола. Именно Россия и ЮАР являются основными поставщиками алмазов ювелирного качества. Однако в данном случае речь идет о легальном рынке. А ведь есть еще и нелегальный: месторождения бедных африканских государств контролируют местные "полевые командиры", продавая камни посредникам в обмен на оружие. Периодически за контроль над копями идет война. Скажем, алмазную подоплеку имеет конфликт в Сьерра-Леоне, где находятся украинские миротворцы.
Появление на рынке "левых" африканских алмазов не входит в планы легальных монополистов, в первую очередь "Де Бирс". Памятуя о том, что процесс, который нельзя остановить, лучше возглавить, они пытаются замкнуть контрабандный поток на себя. С одной стороны, это делается через контакты с повстанцами, которые поставляют камни напрямую агентам "Де Бирс". С другой — перекрываются каналы проникновения на рынок так называемых "конфликтных алмазов" (поступающих с неконтролируемых монополистами территорий). Для реализации этой задачи существует международная организация "Кимберлийский процесс" (КП), объединяющая свыше 60 стран, производящих и потребляющих необработанные алмазы. КП был создан формально по инициативе ЮАР, Ботсваны и Намибии в мае 2000 года и работает над повышением прозрачности мировой продажи алмазного сырья. Другими словами, выслеживает и отлавливает "подпольщиков", которые, демпингуя, могут сбить цены на рынке.
В 2004 году в "Кимберлийском процессе" председательствует Канада, а в 2005 году председателем станет РФ. В связи с этим Россия до октября текущего года должна будет рассекретить статистические данные о добыче, экспорте и импорте алмазов: пока они основываются только на выводах экспертов. Прежде всего эта информация интересна "Де Бирс", чьи позиции все больше укрепляются. Семья Оппенгеймеров не собирается уходить с алмазного рынка, более того, корпорация постепенно превращается в моноакционерную частную компанию (45% акций находится в руках знаменитой семьи). И она заинтересована в продолжении сотрудничества со странами бывшего СССР в традиционной плоскости скупки сырья. Так что сертификация гранильных производств, которой озабочены украинские и российские власти, пока не является входным билетом на международный бриллиантовый рынок. Во всяком случае, в качестве полноправного игрока…