Борьба за саратовские недра продолжается

ФАС намерена добиваться аннулирования итогов аукционов на пользование "дочкой" ТНК-ВР двумя участками недр в Саратовской области.

Главное антимонопольное ведомство России направило 2 ноября 2005 года два заявления в Арбитражный суд Москвы с исками к Федеральному агентству по недропользованию (Роснедра) о признании недействительными итогов торгов по лицензиям на разработку недр в пределах Алексеевского и Осиновского участков в Саратовской области. Специалисты ФАС считают, что в ходе аукциона были допущены нарушения законодательства, связанные с отстранением от участия в торгах двух участников и завышения стоимости имущества, которое находилось на месторождениях и подлежало выкупу победителем аукциона у прежнего владельца прав на участки – ОАО "Саратовнефтегаз".

Напомним, что аукцион состоялся 19 ноября 2004 г. На торги были выставлены 4 участка недр с целью разведки и добычи углеводородного сырья: Алексеевский, Сплавнухинский, Осиновский и Горчаковский. Ранее лицензиями на эти участки владел "Саратовнефтегаз", однако из-за невыполнения лицензионных обязательств у недропользователя они были отозваны, на гендиректора предприятия по обвинению в незаконной добыче было заведено уголовное дело, а участки выставлены на аукцион.

Несмотря ни на что саратовские нефтяники надеялись "восстановить справедливость" и вернуть себе лицензии. И дело не только в том, что объем добычи по этим участкам, прежде всего, по Алексеевскому и Осиновскому, составлял более трети от общего объема добычи "Саратовнефтегаза" (около 1,3 млн твг). Существенную роль сыграл политический фактор: "Саратовнефтегаз" рассчитывал на поддержку властей, для которых в свою очередь победа на аукционе должна была продемонстрировать политическую силу и степень влияния на происходящие в области процессы в условиях развернувшейся на тот момент антигубернаторской кампании. По крайней мере, к такому выводу после проведения торгов склонялись многие эксперты.

Из шести компаний, подавших заявки на участие в аукционе, были допущены лишь 4, причем все – аффилированные с ТНК-ВР. Они и были признаны победителями. Другие две компании в день торгов были отстранены, как тогда сообщалось, из-за отсутствия финансовых, технических и технологических возможностей для разработки данных недр.

Лицензии на Алексеевский участок с извлекаемыми запасами категории С1 – 1 млн тонн и С2 – 0,3 млн тонн нефти, а также на Осиновский с запасами С1-0,17 и С2-0,11 млн тонн купило сервисное предприятие "Саратовнефтегаза" – ЗАО "Саратов-Бурение" за 57,5 млн. руб. и 8,6 млн. руб. соответственно. 

Согласно Положению о порядке лицензирования пользования  недрами, утвержденного постановлением ВСРФ № 3314-1 от 15.07.1992 года "Саратовнефтегаз" по итогам аукциона обязан был передать новым владельцам лицензий (так уж вышло, что дочерней структуре) всю документацию и недвижимое оборудование. Порядок и условия этой передачи, размеры компенсационных выплат за ранее произведенные затраты определялись договором между хозяйствующими субъектами. Выкуп имущества был обязательным условием  участия  в  аукционе. Таким образом, Роснедра, как заявляло само ведомство, лишь информировали заинтересованных лиц о стоимости имущественного комплекса, который находится на этих участках. При этом получение и оформление в Роснедра лицензии не зависело от заключения договора между коммерческими организациями.

У ФАС другая точка зрения: действия Роснедр были расценены как вмешательство госоргана в хозяйственную деятельность компаний, нарушение принципа свободы договора и квалифицированы как нарушение закона о конкуренции. По мнению ФАС, цена выкупа была несоразмерно завышена, что исключило экономическую целесообразность  участия  в торгах других заинтересованных лиц.

Завышение стоимости имущества, находящегося на месторождениях произошло за счет того, что при его определении в расчет было включено также движимое имущество, принадлежащее бывшему владельцу лицензий. Стоимость имущества, по данным ФАС, была определена фактически доходным методом и, согласно оценке, являлась предположительным размером доходов, которые могут быть получены с его использованием, а не фактическим размером затрат, понесенных на его создание и приобретение. Оценка производилась коммерческой организацией по заказу собственника имущества –  "Саратовнефтегаза".

На основании вышеперечисленных фактов, еще в августе ФАС направила в Роснедра предписание с требованием прекратить и не допускать впредь практики ограничения свободы договора при организации аукционов и изъять из своих нормативных актов положения, противоречащие в этой части антимонопольному законодательству. Кроме того, комиссия ФАС запретила Роснедрам ставить условием участия в аукционах выкуп имущества бывшего собственника, находящегося на участке недр, который является предметом аукциона.  Роснедра назвали тогда претензии ФАС несостоятельными на том основании, что порядок проведения аукционов определен нормативно правовыми актами РФ. Теперь состоятельность своих претензий ФАС будет доказывать в суде.

Интересно, что практически одновременно с выставленными антимонопольным ведомством требованиями, в том же августе, Саратовской областной прокуратурой был отменен оправдательный приговор в отношении бывшего гендиректора "Саратовнефтегаза" Станислава Тюрева. Уголовное дело, непосредственно связанное с деятельностью предприятия под управлением Тюрева на вышеуказанных четырех участках недр, направлено в Октябрьский суд на новое судебное рассмотрение в ином составе суда.

Все эти события объединяет, по большому счету, один существенный факт: со сменой власти в регионе (на пост губернатора в марте 2005 г. был назначен П.Ипатов) саратовское подразделение ТНК-ВР потеряло возможность лоббировать и защищать свои интересы посредством региональных властей. Не исключено, что это является одной из причин, почему  ТНК-ВР намерена продать "Саратовнефтегаз".

OilCapital.ru