По условиям нового соглашения с «Газпромом» Германия получила доступ к российским газовым месторождениям. Концерн BASF будет участвовать в добыче газа в России, а «Газпром» получит возможность реализовать газ непосредственно потребителям в Европе. В СЕГе BASF получит 49 процентов с правом реализации его отдельных частей. За это «Газпром» получит соответствующие активы у своих германских партнеров — 49 процентов в «трубе», то есть в транспортной системе, которая находится на территории Германии, и возможность участвовать в распределении газа.
Начало подачи природного газа на построенных участках планируется уже в 2007 году, а выход газопровода на проектную мощность — в 2010-м. Газопровод пройдет через Балтийское море и свяжет Выборг (Санкт-Петербург) с балтийским побережьем Германии в районе Грайфсвальда. Протяженность маршрута составит 917 км, пропускная способность — 30 млрд. кубометров в год. И хотя Северо-Европейский газопровод весьма затратный проект (по предварительным оценкам, его сметная стоимость составит 8—10 млрд. долларов, а строительство займет около шести лет), и немцам, и россиянам в перспективе эти расходы видятся вполне оправданными.
Экономическая целесообразность проекта у многих западных аналитиков вызывает сомнения. Джонатан Штерн, руководитель газового направления Оксфордского института энергетических исследований, прямо называет этот трубопровод «политическим демаршем России, причем исключительно дорогостоящим». По его словам, «существующие трубопроводы работают не на полную мощность», и необходимость в строительстве новых может возникнуть лишь в 2013-м или 2015 году.
Действительно, потенциал украинской газотранспортной системы оценивается в 175 млрд. кубометров в год. Тем не менее в прошлом году через нее прошло около 130 млрд. Мощность белорусского газопровода составляет 20 млрд., и он также используется не в полном объеме. В ближайшей перспективе возможны гораздо более дешевые пути увеличения объемов экспорта российского газа в Европу. А по мере дальнейшего роста спроса на газ Северо-Европейский газопровод также не сможет сыграть значительной роли, поскольку увеличит поставки российского газа в страны Запада всего лишь на 20—25 проц. по отношению к уже имеющимся мощностям.
Но дожидаться, пока Европа ощутит дефицит газа из-за ограниченных возможностей транзита, Россия не намерена. По условиям уже заключенных контрактов объем поставок российского газа в Европу к 2010 году должен увеличиться до 180 млрд. По другим же прогнозам ожидается рост потребления газа сверх действующих контрактов на 100 млрд. кубометров, или, по максимальным оценкам, и вовсе вдвое.
Больше всего лидеров РФ беспокоит то, что российский газ поступает в Западную Европу через Украину (80 проц. поставок) и Белоруссию. И именно тот факт, что эти страны все больше выходят из-под контроля Москвы, заставляет Кремль искать обходные пути. По всей видимости, Россию на строительство столь масштабного и сложного инженерно-технического сооружения вдохновило успешное строительство газопровода «Голубой поток», соединившего Краснодарский край РФ с Турцией по дну Черного моря, местами проложенного на глубине более двух тысяч метров.
Эксплуатация газопровода, началась в конце 2002 года. Общая стоимость проекта «Голубой поток» составила 3,2 млрд. долларов, а проектная мощность газопровода — 16 млрд. кубометров в год. Но уже летом прошлого года Турция попыталась отказаться от импорта газа, сославшись на отсутствие спроса со стороны потребителей. И тогда россияне решили действовать по принципу: вам не нужен наш газ сегодня — мы сделаем так, что он понадобится вам завтра. Десятки и сотни миллионов долларов инвестируются в развитие турецкой электроэнергетики — крупнейшего потребителя газа, газотранспортной и газораспределительной инфраструктуры. «Газпром» приобрел через свои дочерние предприятия 40 проц. акций турецкой газораспределительной компании Bosphorus Gas, владеющей и управляющей пакетами акций в сбытовых сетях. Как заявил глава «Газэкспорта» Александр Медведев, «Газпром» намерен через Bosphorus Gas занять почти 20 проц. газового рынка Турции, а также осуществлять транзит газа через территорию Турции на рынки третьих стран. В первую очередь российский концерн интересует южное направление поставок — Израиль.
Но что Украина может противопоставить строительству обходных газопроводов уже сейчас? Контракт «Нефтегаза Украины» и «Туркменнефтегаза» истекает в конце 2006 года. Твердых гарантий поставок топлива с 2007 года Украина все еще не имеет. Договоренности в Ашхабаде, достигнутые Виктором Ющенко, могут иметь продолжение только после трехсторонних консультаций президентов России, Туркменистана и Украины в Москве, накануне Дня Победы. С учетом заметного охлаждения украинско-российских отношений и европейских инициатив Владимира Путина, достичь консенсуса на этих переговорах будет непросто.
Вопрос энергетической безопасности будет обсуждаться также на саммите руководителей государств — членов ГУУАМ. На днях Грузия отказалась от идеи приватизировать свой магистральный газопровод и подписывать соответствующий контракт с российским «Газпромом». Окончательное решение было принято после визита в Тбилиси советника президента США по вопросам Евразии Стивена Манна. В минувший вторник после встречи с американским посланником председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе сказал журналистам, что Соединенные Штаты «порекомендовали Грузии вообще не рассматривать вопрос продажи магистрального газопровода России». По его словам, «американская сторона обеспокоена возможностью продажи грузинского магистрального газопровода России и не советует руководству Грузии этого делать». Не исключено, что Украина также обратится к США за помощью при организации добычи как собственного газа в Украине, так и в рамках сотрудничества с Туркменистаном.
Немаловажную роль в предстоящих переговорах Украины с Россией и Туркменистаном по поводу развития газотранспортной инфраструктуры и увеличения объемов транзита играет состояние украинской газотранспортной системы (ГТС). Совершенно не оправдана пассивность украинского руководства в вопросах восстановления и модернизации украинской ГТС. Украина располагает уникальными технологиями восстановления уже существующих газопроводов, которые в 5—10 раз дешевле и эффективнее лучших мировых аналогов. Разработанные в киевском Институте высокомолекулярных соединений НАН Украины составы способны пломбировать трубы любого диаметра изнутри, создавая по всей внутренней поверхности химически стойкие и прочные пластмассовые покрытия. Разработки киевских специалистов хорошо известны в России — они «заклеивали» газопровод через Енисей, останавливали подземные реки при строительстве тоннелей на БАМе, ремонтировали по своим технологиям танкерный флот на Волге. Вот только в Украине об этом мало кто знает, а ремонтные работы постоянно откладываются до лучших времен.
В последние годы Украина вышла на уровень добычи 20—21 млрд. кубометров собственного природного газа. Но, по разным оценкам, запасы природного газа только в Донбассе составляют не менее 110 триллионов кубических метров. При сохранении нынешнего уровня ежегодного потребления газа его доступных запасов может хватить Украине на сотни лет. Причем, как считают эксперты, при всей сложности геологических условий залегания газа реальные объемы, которые можно извлекать уже в ближайшие годы, составляют около 100 млрд. кубометров ежегодно, что превышает нынешнее годовое потребление газа в Украине. Но этим планам суждено сбыться только в том случае, если работа над их реализацией начнется незамедлительно.
«Украине выгодно получать за транзит газ. Это гарантированное обеспечение нашей страны топливом», — заявила премьер-министр Украины Юлия Тимошенко в интервью «Зеркалу недели». По ее словам, «все прекрасно знают о существовании дефицита газа и в самой России, поскольку у нее не такие уж мощные и широкомасштабные новые газодобывающие разработки». Как отметила глава Кабмина, проблема для Украины сегодня очень критична, потому что существует определенное противостояние: «Россия планирует получить туркменский газ в полном объеме для того, чтобы: а) обеспечить свой собственный баланс; б) оставить за собой монополию на экспорт — это для нее очень важно. Украина имеет другой план: мы хотели бы диверсифицировать поставки газа для своих собственных потребностей и обеспечить свой собственный экспорт, что тоже совершенно нормально и логично».
Украина должна найти адекватные ответы на вызовы ее энергетической безопасности, найти среднюю линию своих интересов. «Средняя линия России сегодня в том, чтобы Украина покупала туркменский газ у нее, — утверждает Юлия Тимошенко. — Средняя линия Украины — выровнять свой собственный баланс за счет туркменского газа и все, что мы можем дать на экспорт, делать вместе».
Договоренность России и Германии о широком газотранспортном сотрудничестве, конечно, — внутреннее дело этих двух стран. Но для Украины — это еще один звонок, предупреждающий, что и в вопросах энергетической безопасности, и европейской интеграции, и во многих других жизненно важных вопросах необходимо полагаться, прежде всего, на свои собственные возможности, как бы трудно это ни было. И тогда все у нас получится.