Итак, битва за титан продолжается… В предыдущей статье «Битва за титан», опубликованной в № 7 (18—24 февраля 2005 г.) нашего еженедельника, я рискнул высказать предположение о том, что чуть ли не ежегодное перекраивание этой стратегической для Украины отрасли в интересах тех или иных противоборствующих госструктур и конкретных лиц, сопровождающееся скандалами, а в последнее время и уголовными делами, рискует распугать потенциальных инвесторов.
Сформулирую еще один прогноз: при новых Президенте и Кабмине попытки «лиц» и «структур» подмять отрасль «под себя» не прекратятся ни в коем случае. И если этот прогноз сбудется (а очень хотелось бы ошибиться), стратегических инвесторов Украина дождется не скоро. По всей видимости, уже готовы проекты постановлений КМУ с различными вариантами раскроя этой перспективной титановой отрасли. Круг их авторов смыкается все теснее, становится все жарче.
Власти предстоит сделать выбор: либо выскоблить подчистую разработанные месторождения ильменита (титановой руды) сейчас без серьезных вложений в развитие отрасли и лет через десять утратить позиции на мировом рынке, либо попытаться усилить позиции на растущих рынках титанового пигмента (TiO2) и металлического титана. Но для этого необходима коренная реконструкция добывающих и перерабатывающих предприятий, чьи мощности изношены на 70—75%. Нужна разработка новых месторождений и создание новых перерабатывающих предприятий. Объем необходимых финансовых вливаний в отрасль известен: 500 млн. только прямых инвестиций. Украинскому государству такие траты не по карману.
Краткое содержание предыдущей серии
Напомним, что в предыдущей статье рассказывалось о войне между двумя государственными (!) акционерными компаниями — «Укрполиметаллы» и «Титан». Итогом «боевых действий» стали фактическая ликвидация «Укрполиметаллов» и образование в августе 2004-го ЗАО «Крымский титан» (г. Армянск, Крым) с участием германского инвестора. ЗАО поглотило производителя белого пигмента — ГАК «Титан», Иршанский горно-обогатительный (Житомирская область) и Вольногорский горно-металлургический (Днепропетровская область) комбинаты, арендовав у них целостные имущественные комплексы и выкупив оборотные средства. При этом в стороне почему-то осталось предприятие металлургической ветви титановой отрасли — Запорожский титаномагниевый комбинат и контролируемое государством ОАО «Сумыхимпром», которое производит титановый пигмент и фосфатные удобрения. В то же время в ЗАО зачем-то включили Вольногорский ГМК, чей концентрат для производства пигмента не применяется. Нелогичная структура получилась, если смотреть не с позиции руководства ЗАО «Крымский титан», а с позиции государства, гражданами которого мы являемся. Нелогичность и незавершенность неизбежно повлечет очередной передел. 11февраля прозвучал первый звонок: прокуратура Житомирской области возбудила уголовное дело по факту незаконного отчуждения имущества Иршанского ГОКа — единственного отечественного поставщика сырья для производства пигмента. Нет сомнений, что скоро будет возбуждено уголовное дело и по факту отчуждения имущества Вольногорского ГМК.
Действующие лица и исполнители
В предыдущей статье мы вскользь упомянули о еще одном игроке на титановом поле Украины — ЗАО «Ренова», которое контролирует российский магнат Виктор Вексельберг, и о его украинской «дочке» — ЗАО «Титано-апатитовая компания» (ТАКО). «Ренова» является основным поставщиком металла для компании Airbus (70% всей потребности) и обеспечивает 17% потребности в металле компании Boeing. Серьезный игрок. «Ренова» и ТАКО пришли в Украину с грандиозным инвестиционным планом. Предполагалось начать разработку крупного ильменит-апатитового месторождения в селе Федоровка Житомирской области, а также принять участие в организации подконтрольной Украинскому государству вертикально интегрированной промышленно-финансовой группы.
Проект оценивался в полмиллиарда долларов. Но тем не менее он не состоялся. Более того, получив лицензию на разработку Федоровского месторождения, ТАКО так и не смогла приступить к реализации и этой части проекта стоимостью 230 миллионов. Почему? Этот и другие вопросы я задал генеральному директору компании Владимиру Соколовскому.
Проект ТАКО пугающе грандиозен?
— Предполагалось создание промышленно-финансовой группы «Титан Украины», в которую должны были войти Иршанский ГОК, Вольногорский ГМК, ОАО «Сумыхимпром» с его громадными проблемами, ГАК «Титан», Запорожский титаномагниевый комбинат, ряд небольших предприятий и ТАКО.В структуру обязательно должны были войти отраслевые НИИ (без научного сопровождения серьезная конкуренция на рынке титана сейчас невозможна), а также коммерческий банк. Совершенно очевидно, что без стратегического инвестора титановую отрасль не поднять. По нашим подсчетам, чтобы нарастить производство пигмента на ГАК «Титан» с 80 до 160 тыс. т в год, необходимо порядка 160 млн. долл. Для реконструкции «Сумыхимпрома» требуется как минимум 110 млн., Иршанскому ГОКу первоначально — 42 млн. Разработка Федоровского месторождения в Житомирской области в общей сложности стоит порядка 230 млн. долл.
— То есть ваш проект сведет в одну структуру как производство диоксида титана, так и металлургическую ветвь отрасли?
— Не только. Мы предполагали, что Иршанский ГОК, который может перерабатывать лишь пески, выбирает россыпные месторождения открытым способом. Затем земли рекультивируются, и коренные, твердые породы, содержащие ильменит и апатиты, разрабатываются шахтным методом, куда затем закачиваются «хвосты» — порода, из которой извлечен ильменит. Это полная переработка месторождения и решение наиболее болезненной экологической проблемы. Кроме того, в настоящее время Украина не перерабатывает апатиты, а для производства удобрений завозит фосфориты из Африки. Но в них очень высокое содержание вредных примесей. А только по Федоровке предполагалось производить до 450тыс. т в год апатитового концентрата. Этого достаточно, чтобы полностью загрузить «Сумыхимпром». Если же запустить еще одно апатито-ильменитовое месторождение — Стремигородское, мы будем иметь еще до 600 тыс. т апатитов. Их по проекту должен был перерабатывать Федоровский ГОК.Такие объемы обеспечивают 70% потребности Украины в фосфорных удобрениях. Предполагается, что это предприятие будет выпускать апатитовый концентрат для производства удобрений, ильменитовый — для производства титанового пигмента и титаново-магнетитовый (который мы планировали перерабатывать на Побужском ферроникелевом комбинате) — для получения ванадийсодержащего чугуна. Кроме того, планируется строительство лакокрасочных заводов, чтобы произведенный пигмент воплощать в конечный продукт. Таким образом, отрасль реконструируется в комплексе.
— Перспективно ли вгрызаться в коренные породы, если можно с куда меньшими затратами разрабатывать пески, содержащие ильменит?
— Рассыпные месторождения Иршанского ГОКа вскоре иссякнут. Кроме того, максимум через 10 лет экологи восстанут против переработки на ильменитовый концентрат пляжных песков в Индии, Австралии, ЮАР.Если же Украина освоит переработку коренных пород, содержащих ильменит, она может стать страной номер один по производству пигмента и титановой губки. А мы… живем сегодняшним днем. Два года ушло на бюрократическую волокиту. Если же начнем работать в 2005-м, то к 2010 г. еще успеем занять ту нишу на мировом рынке, которая обязательно образуется.
— Как проект восприняли на высшем уровне?
— В 2003-м мы вышли с ним на Президента, премьер-министра, Минпромполитики, Фонд госимущества… Нас внимательно выслушали, но, оказывается, тем временем параллельно создавалось ЗАО «Крымский титан» с иным инвестором, а в июне 2004 г. появился указ, фактически лишивший Иршанский и Вольногорский ГОКи юридического лица и пристегнувший их к «Крымскому титану». Кстати, о подобном поглощении ГОКов и перерабатывающих предприятий в нашем проекте и речи не было. Планировалось полноценное совместное предприятие. И под каждый пункт бизнес-плана мы вкладываем живые деньги!
— Почему же СП было создано не с вами, ведь ваш проект более масштабный?
— Считаю, потому, что мы продекларировали с самого начала: никаким должностным лицам подношений не делаем.
230 миллионов—это слишком много для депрессивного региона?
— Предположим, проект ПФГ «Титан Украины» был пугающе грандиозен. А почему забуксовал проект с разработкой Федоровского титано-апатитового месторождения в Житомирской области со строительством там ГОКа? Этот регион очень беден и считается депрессивным, так что ваше предложение — это манна небесная.
— Житомирская область со своими гигантскими ресурсами (ильмениты, апатиты, кварциты, граниты) должна быть донором, а не «депрессивным регионом». Мы с самого начала руководителям области заявили: «Мы здесь работаем не на Вексельберга, а на экономику региона и всей Украины. Вексельберг — не «добрый дядя». Он преследует свои стратегические цели, и если они совпадут с интересами государства, значит, мы с ним сотрудничаем.
— Что же не совпало?
— Скажем, вот такой нюанс: мы получили лицензию на разработку Федоровского месторождения. Прошли все необходимые согласования, сессия Житомирского облсовета дала «добро»… То есть пошли тем путем, который предписывает украинское законодательство. Перед этим я лично докладывал о наших планах спикеру Верховной Рады Владимиру Литвину. Он очень заинтересовался и объяснил тогдашнему житомирскому губернатору важность этого проекта. Все складывалось прекрасно.
Но когда дело дошло до земельного вопроса, начались проблемы. Для реализации первого этапа нам было необходимо 317 га. Но сельскохозяйственные земли над пятном месторождения подлежат распаеванию. Мы просили власти отвести интересующие нас площади в резерв, а пайщикам выделить другие земли — из резерва. Но, вероятно, Черняховский район, на территории которого находится месторождение, достаточно богат, чтобы проблема отвода земли для инвестиционного проекта стоимостью 230млн. долл., который предполагает создание свыше 1800 рабочих мест и развитой инфраструктуры, оказалась неразрешимой. Его устраивает скромный бюджет в 13 млн. грн., повальная безработица и нищета. Считаю, проблема была создана искусственно.
— Нельзя было договориться с пайщиками?
— Это прерогатива государства. А мы не хотим подменять собой власть. Если она не может договориться с сорока четырьмя пайщиками, значит, не хочет. Что ж, и мы свои услуги навязывать не будем. Вот причина, по которой приостановили свою деятельность.
Думается, одна из основных проблем с отводом земли для разработки Федоровского месторождения — нерешенность вопроса собственности на землю. Ее нельзя просто купить по рыночной стоимости у владельца. А усеченная частная собственность на землю, при которой она вне легальных товарно-денежных отношений и при которой землевладелец обладает только плодородным слоем, однозначно ведет к конфликтам, обходным маневрам и злоупотреблениям. Представьте: под вашим земельным участком обнаружили нефть. В Украине с ее земельным законодательством это не означает, что вы разбогатели. Вам предложат «выметаться» и наблюдать, как из вашего огорода кто-то качает миллионы долларов. Вряд ли вы при этом испытаете чувство гордости за державу. Скорее всего, будете уверены, что вас бессовестно ограбили. Это с одной стороны. А с другой — тот, кто может и хочет добывать нефть (или титан) на вашем огороде и готов вложить в предприятие десятки и сотни миллионов, должен будет отказаться от затеи. Ведь чтобы просверлить в вашем огороде дырку, ему придется просить разрешения не у вас, а у президента страны, пройдя перед этим всю чиновничью пирамиду снизу доверху. А на невозделанных нивах Федоровки растет бурьян. Нелепо…
О чем говорил Ющенко с Вексельбергом в Давосе?
— Если я правильно понял, проект ТАКО не похоронен окончательно. Ведь Виктор Ющенко встречался в Давосе с Виктором Вексельбергом. Поднималась ли, по вашим сведениям, титановая тема?
— Я встречался с Вексельбергом после его поездки в Давос. Виктор Феликсович сообщил, что в беседе с Ющенко обозначил намерение активно работать на украинском рынке.
Со своей стороны, корреспондент «2000» на одной из недавних встреч Президента с журналистами спросил у Виктора Андреевича, обсуждал ли он в Давосе с Вексельбергом проблемы титановой отрасли Украины. Глава государства ответил следующее:
— Не обсуждал. Но мы говорили о том, что в июне этого года вместе с организаторами Давосского форума в Украине состоится «мини-Давос», на который будут приглашены около 1000 представителей средств массовой информации, бизнеса, науки, искусства. Мы намерены провести самый большой в Украине «круглый стол» с участием международных и национальных инвесторов в соответствии с теми программами (региональными и национальными), которые мы можем им представить, в том числе и по позиции, о которой вы говорили.
Так что, по всей видимости, мы скоро вернемся к исследованию проблем этой одной из наиболее политизированных отраслей экономики Украины. Скорее всего, некоторые решения по ней ожидаются уже в марте. Будут заявления прокуратуры о ходе расследования уголовного дела по факту отчуждения имущества Иршанского ГОКа, возбужденного в первой половине февраля, будут правительственные решения и реакция на них заинтересованных сторон — руководства ЗАО «Крымский титан», а возможно, и властей АРК, руководства «Реновы» и ТАКО.
Думается, читателю интересно узнать, какие решения будет принимать новая власть, хотя бы потому, что, осилив наше «двухсерийное» исследование, он увидит, в чью пользу эти решения принимаются, нужны ли они гражданам страны или только отдельным структурам, лицам, регионам.
Неплохой индикатор для намерений власти, которая хочет быть понятной, прозрачной и однозначной.
Мы также приглашаем к продолжению обсуждения этой темы всех заинтересованных лиц.