Но местное нефтесырье наверняка избавит Калининградскую область от топливного дефицита
К концу августа на юго-востоке Балтийского бассейна, то есть на шельфе Калининградской области, добыт первый миллион тонн нефти; c недавнего времени работает там и нефтяной терминал. К концу 2006 года в этом секторе моря намечено добыть еще около 300 тыс. тонн.
Бизнес обещает наращивать калининградскую нефтедобычу, чтобы в перспективе стали рентабельными строительство и работа завода по переработке нефти в области. Кстати, проекты такого завода и нефтепровода к Калининграду (а не к латвийскому Вентспилсу) поддерживал еще в 1970-х годах А. Н. Косыгин. Но тогда победили, увы, критерии "геополитической целесообразности"…
Нефтегазовые ресурсы Балтики разведаны, самое большее, на 70%, в том числе в российском ее секторе – примерно на 85%, в датском и шведском – по 65%. Запасы нефти и нефтяного газа разведаны и на шельфе вблизи морской границы Латвии и Литвы, между датскими островами Борнхольм и Кристансе, юго-восточнее шведского острова Готланд. Всего запасов балтийской нефти разведано 200 млн тонн, свыше 80% их сосредоточено в центральной и южной Балтике. Но наиболее крупные месторождения этих ресурсов расположены на Калининградском шельфе, в том числе вблизи Куршской косы.
Споры о принадлежности некоторых частков `внутрибалтийских` границ затрудняют не только разведку и освоение балтийских нефтегазоресурсов, но и рыбопромысел. Подтверждение тому – неоднократные разбирательства Латвии с Литвой, Германии и Дании о принадлежности ряда балтийских участков, которые к настоящему времени предварительно урегулированы на принципах совместного освоения ресурсов.
По экспертным прогнозам, ресурсы нефти в Балтийском бассейне не столь значительны, как, например, на Каспии или в Азовском море, чтобы минимум наполовину обеспечивать ежегодный спрос примыкающих территорий на нефть. Ситуацию многие десятилетия, можно сказать, исправляли поставки и экспортный транзит нефти из РСФСР в западные регионы сегодня уже бывшего СССР, включая Калининградский анклав. Но теперь российские энергоносители дорожают даже для Калининградской области. Потому давние проекты развития нефтедобычи и нефтепереработки в этом анклаве оказываются востребованы.
По словам представителя области в Совете Федерации Николая Тулаева, сейчас дорабатывают проект создания современного нефтеперерабатывающего завода вблизи Калининграда, который будет работать на местном сырье: со временем это позволит полностью обеспечивать регион нефтепродуктами.
В отличие от Каспийского бассейна, пересекающих балтийскую акваторию нефтепроводов пока не предвидится. Не в последнюю очередь потому, что Швецию и Данию снабжают нефтесырьем из Норвегии, а также постепенно сокращают нефте- и газопотребление. Польша с Германией получают преимущественно российскую нефть по нефтепроводам через Украину и Белоруссию; Финляндия снабжается российской нефтью напрямую (через Ленинградскую область) по трубопроводу и танкерами.
Но, повторим, главный критерий создания трансморских трубопроводов – объем нефтяных ресурсов Балтики, а он, по мнению специалистов, едва ли обеспечит стабильную рентабельность трансбалтийских нефтеартерий.
Тем временем первая российская нефтяная платформа на Балтике действует с 2004 года в 22 километрах от Калининградского побережья. Добываемое сырье подают на береговой нефтесборный пункт по подводному трубопроводу.
Капиталовложения в этот проект уже достигли 7,7 млрд руб.: там планируют ежегодно добывать до 650 тыс. тонн нефти, а общие запасы месторождения – 10,3 млн тонн. Минимум 65% добываемого сырья будут направлять на местный нефтеперерабатывающий завод. Он по прогнозам станет весьма серьезным конкурентом близлежащих НПЗ в Мажейкяе (Литва) и Гданьске (Польша), работающих почти целиком на российской нефти.