Уже к концу первого дня пребывания в Ливии ловишь себя на том, что проникаешься витающим в воздухе духом всеобщего почитания лидера — именно так, а не по имени ливийцы называют Муамара Каддафи. Его портреты везде — на плакатах, на многочисленной сувенирной продукции, которая, к слову, из-за этого поднимается в цене в несколько раз. Один только этот факт может объяснить несведущему, насколько знаковым для Украины является присутствие на официальной церемонии подписания целого ряда двусторонних украинско-ливийских документов лидера Ливийской Джамахирии. По его собственным словам, на такой продолжительной церемонии подписания государственных документов Муамару Каддафи приходилось присутствовать впервые.
Ливийская Джамахирия — очень платежеспособная страна. Ее экономика напрямую зависит от продажи нефти, доказанные запасы которой составляют около 3,8 млрд. тонн. В 2001 году в этой стране было добыто 67 млн. тонн нефти. Около 90% ливийской нефти закупается странами ЕС. К основным импортерам ливийской нефти и нефтепродуктов относятся Италия, Германия, Испания, Франция, Великобритания, Греция и Швейцария. Например, Италия обеспечивает ежегодно около 51% своей потребности в нефти. Существенные поступления от экспорта «черного золота» (12—14 млрд. долл. в год) и сравнительно немногочисленное население (5 млн.) делают Ливию одной из богатейших стран Африки по показателю дохода на душу населения.
В сентябре нынешнего года ООН отменила санкции в отношении Триполи, что в значительной степени сглаживает политическую остроту торгово-экономического сотрудничества с этой страной. И теперь многие государства прилагают усилия для того, чтобы попасть на ливийский рынок. Ливия же, в свою очередь, пытается вывести страну на мировой технологический уровень.
Президент Украины стал одним из первых лидеров иностранных государств, посетивших Джамахирию за прошедший после снятия санкций ООН месяц. Достигнутые в ходе государственного визита договоренности между двумя президентами дают все основания считать, что украинское присутствие на ливийском рынке будет увеличиваться. Дипломатия восточной страны уделяет особое внимание таким шагам.
Для Украины же, не имеющей собственного солидного опыта выхода на зарубежные рынки, это уникальный шанс выйти на рынки 53 стран, поскольку через Ливию открываются ворота в Африку. Название «Баб аль Африкие» («Ворота в Африку») встречается в Триполи часто. Здесь созданы специальные инвестиционные фонды и компании, работающие на африканские государства. Каддафи — один из лидеров интеграционных процессов на Африканском континенте, активно реализующий программы технической и гуманитарной помощи африканским странам. Инвестиционный Союз Африки, как один из экономических органов Африканского Союза, был создан по инициативе ливийского лидера с целью объединения и координирования политики всех потенциальных и реальных инвесторов континента.
Ливия заинтересовала Украину не вчера. В течение последнего года происходил довольно активный обмен делегациями. Официально зарегистрированы в Ливии представительства украинских компаний НАК «Нафтогаз України» и «Інтербудмонтаж». Этот факт говорит о взаимном интересе к сотрудничеству. Ведь некоторые международные компании (и среди них такой гигант, как «ЛУКойл») уже два года не могут получить соответствующее разрешение. Поэтому открытие представительства НАКа в Ливии — неотъемлемое условие для заключения любой иностранной компанией каких-либо контрактов и получения в разработку документации.
Одной из наиболее перспективных для сотрудничества Украины и Ливии является нефтегазовая отрасль. По словам председателя правления НАК «Нафтогаз України» Юрия Бойко, «Ливия предлагает уникальные возможности инвесторам, поскольку владеет большими запасами легкой низкосернистой нефти, месторождения которой находятся на начальной стадии разработки, а также располагает развитой инфраструктурой экспорта прежде всего углеводородного сырья на находящиеся поблизости международные рынки».
14 октября в присутствии лидера Ливийской Джамахарии и украинского Президента в числе других документов был также подписан меморандум о сотрудничестве между НАК «Нафтогаз України» и Национальной нефтяной компанией Ливии (NOC), контролирующей более половины нефтяной промышленности страны (только ее нефтедобывающие мощности превышают 40 млн. тонн в год). И хотя это рамочный документ, он уже выносит украинско-ливийское сотрудничество в нефтегазовой отрасли на межгосударственный уровень и открывает путь к подписанию коммерческих контрактов между НАК «Нафтогаз України» и NOC.
Работа над такими возможными контрактами была начата еще в ноябре прошлого года. В конце августа НАК «Нафтогаз України» получила официальное приглашение направить в Ливийскую Джамахирию группу специалистов для посещения комнаты данных NOC с целью отбора перспективных площадей для разведки и добычи углеводородов. Из 72 блоков для дальнейшего уточнения и анализа сначала были отобраны 9. В результате из них взяты в разработку четыре блока. Расположены они в Гадамесском, Сирском и Мурзукском бассейнах, масштаб каждого из них по размеру — как половина Украины.
По оценкам специалистов НАКа, в одном из блоков, расположенном в изученном районе с достаточно развитой сетью нефтепроводов, добычу углеводородов можно начать в очень сжатые сроки. Два других блока требуют проведения больших геологоразведочных работ. Там тоже имеется вся инфраструктура. Приступить к разработке этих блоков будет возможно в течение года-полутора. Четвертый, самый большой, блок находится в малоизученном районе, где нет соответствующей инфраструктуры. Он потребует больших капиталовложений. Такие блоки разрабатываются на условиях концессии совместно с ведущими в этой отрасли компаниями. Там также существует большая вероятность найти существенные объемы нефти, газа.
В Ливии также начинается активная работа по добыче газа и сейчас обсуждается возможность участия Украины в разработке газовых месторождений, строительстве нефте- и газопроводов, в первую очередь газопроводов, со всей надлежащей структурой — газоперекачивающими станциями, трубопроводами и т.д. Здесь открываются возможности не только для добычи нефти, но и для использования продукции украинской промышленности.
До конца ноября текущего года НАК «Нафтогаз України» планирует подготовить бизнес-планы разработки каждого из четырех отобранных блоков и представить их на рассмотрение ливийской стороны. После рассмотрения бизнес-планов начнутся переговоры и будут заключены договоры о разделе продукции между НАК «Нафтогаз України» и NOC, в которых будут зафиксированы проценты, которые получит украинская сторона (в мировой практике это обычно 15—35%) и проценты, которые получит ливийская сторона.
Вхождение в ливийский рынок планируется поэтапно. Для начала украинской стороной на тендерной основе будут привлекаться иностранные сервисные компании, которые уже аккредитованы на территории Ливии — таковы условия. В Ливии НАК «Нафтогаз України» пока располагает только официальным представительством. Теперь необходимо наращивать свое присутствие на этом рынке — в виде конкретных офисов и производственных баз. Сервисные компании выполняют комплекс услуг полностью — начиная с геолого-разведочных работ и заканчивая бурением. НАК же будет располагать концессией, т.е. правом на использование ливийских недр.
На первом этапе проекта возможный объем инвестиций «Нафтогаза» в поиск и разработку нефтяных месторождений в Ливии может составить около 100 млн. долл. Для реализации ливийских проектов НАК также намерен привлекать кредитные средства иностранных банков. Предварительные договоренности существуют с банком ABM PRO. В начале февраля НАК планирует выпуск облигаций на 600 млн. долларов. Часть из них пойдет на ливийскую программу. Срок окупаемости рассматриваемых проектов оценивается специалистами в 2—5 лет.
Приступить к бурению НАК «Нафтогаз України» планирует с 1 января 2004 года. Параллельно компания готовится закупать оборудование, заключать договоры с сервисными компаниями. Сейчас в Ливии работают специалисты НАКа, привлечены сотрудники концерна «Надра». Помимо нефтегазового сектора ливийская сторона предлагает Украине войти почти во все отрасли своей экономики, о чем, например, во времена Советского Союза можно было только мечтать. Сегодня есть возможность участвовать в проекте по строительству железной дороги в Ливии, стоимость которого оценивается в 10 млрд. долл. Украинской компанией «Інтербудмонтаж» еще прежде был заключен контракт на строительство дороги и мостов у ливийской границы с Египтом.
Ливия готова к сотрудничеству и в сельском хозяйстве, в частности относительно создания СП по выращиванию зерновых на территории Украины. Интересуют ливийцев также и украинские самолеты, в частности гражданской авиации, и прежде всего — АН-74. Подписан контракт на закупку Ливией самолета АН-140.
Большой головной болью посольства Украины в Ливии много лет являлись украинские врачи: процесс их отбора и выезда в Ливию долгое время был абсолютно бессистемным и, прямо скажем, безответственным. Теперь он будет урегулирован. Ливийская Джамахирия может предоставить украинским медикам около 8 тысяч рабочих мест. Кроме того, в Триполи вскоре будет открыта большая офтальмологическая клиника.
Кроме того, подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере геологических исследований, в области трудоустройства, в сфере науки и технологий, о взаимном предоставлении правовой помощи, о сотрудничестве в области ветеринарии, карантинной защиты растений, в области испытания и охраны сортов растений.
Не все подписанные с Украиной соглашения и достигнутые на межправительственном уровне договоренности можно воспринимать однозначно. В частности, вызывает некоторое удивление намерение Ливии создавать на территории Украины СП по выращиванию зерновых. В апреле этого года на третьем заседании украинско-ливийской комиссии по сотрудничеству, которое проходило в Киеве, речь шла об украинских инвестициях в выращивание пшеницы на территории Ливии….
Тем не менее на минувшей неделе Украина оказалась в центре внимания мирового сообщества, поскольку «Ворота Африки», как называют Ливию, после снятия санкций ООН являются лакомым кусочком для многих стран, особенно нефтегазовый сектор. И конкурировать Украине здесь придется с игроками-тяжеловесами. Будем надеяться, что ей это по силам.