Мы привыкли к мысли, что угроза для жизни на земле исходит из космоса. Хотя гораздо более грозная опасность находится у нас прямо под ногами, о чем свидетельствуют землетрясения и цунами в Юго-Восточной Азии.
Азия находится в напряженном ожидании нового бедствия, сейсмическая активность в регионе продолжает оставаться крайне высокой. На прошлой неделе в Индонезии произошло очередное землетрясение силой 6,3 балла по шкале Рихтера. Эпицентр подземных толчков находился в 220 километрах юго-западнее Медана, расположенного на острове Суматра. Информация о жертвах и разрушениях пока не поступала. Ранее небольшой островок Ниас неподалеку от западного побережья Суматры, облюбованный поклонниками серфинга, также пережил ряд подземных толчков, мощность которых составила 8,7 балла по шкале Рихтера. Это землетрясение не вызвало разрушительной волны цунами, но, поскольку его эпицентр оказался в 70 километрах от Ниаса, количество жертв и разрушений довольно велико. Официальное количество погибших — 600 человек.
Для сейсмологов сдвиги земной коры стали знаком того, что суматранский разлом вошел в очень нестабильную фазу. Еще за неделю до землетрясения в научном еженедельнике Nature вышла статья профессора Ульстерского университета (Северная Ирландия) Джона МакКлоски, где говорилось о том, что сейсмические толчки, произошедшие 26 декабря, не ликвидировали напряженности тектонических плит в этом регионе. Исследование, проведенное группой ученых во главе с профессором МакКлоски, выявило, что напряженность сместилась в южном направлении по линии разлома, что означало вероятность нового мощного землетрясения и, возможно, возникновения новой волны цунами. По образному выражению профессора МакКлоски, в сейсмологии снаряд попадает дважды в одну воронку, и нередко.
Не так давно мир облетели изображения разрушенных домов, живо напомнившие о недавней трагедии, которая унесла более 300 тысяч человеческих жизней. Однако на этот раз регион был намного лучше подготовлен к стихийному бедствию, нежели в прошлый раз. В Азии пока нет высокотехнологичной системы раннего оповещения о цунами, однако, как и везде, здесь действуют сотовые телефоны, радио и телевидение. Десять минут спустя после начала подземных колебаний был получен первый телефонный звонок с предупреждением об опасности. Сейсмологи сразу же зафиксировали масштабы и возможный эпицентр землетрясения и начали работу. Сорок минут спустя после его начала телевидение и радио транслировали сейсмическое предупреждение. В прибрежных зонах на улицы вывели отряды армии и полиции с мегафонами, предупреждая население об опасности. Однако многое еще необходимо усовершенствовать в системе оповещения. Например, медленно действовали телекомпании — для выхода сюжета с предупреждением понадобилось больше времени, чем на выявление характера подземных толчков. Если бы за ними последовало цунами, было бы немало жертв.
До конца месяца в зоне риска в Таиланде установят специальные вышки, которые будут при помощи сирен и громкоговорителей оповещать население, кроме того, предупреждения будут посылаться на мобильные телефоны, а также посредством телевидения. Специальное оборудование позволит «врезаться» в сетку телерадиовещания.
Однако на сегодняшний день в регионе необходимы радикальные перемены. Для обеспечения безопасности нужна система, которая сможет не только спрогнозировать время, когда землетрясение может вызвать цунами, но и определять, когда оно его действительно вызовет, так как в этот раз тысячи людей, подгоняемых страхом перед гигантской волной, искали укрытия на возвышенностях. Многие боялись разбирать завалы в поисках пострадавших из-за угрозы цунами. Представители местной власти в Ниасе в панике бежали, а тем временем в домах вовсю хозяйничали мародеры.
Глубоководные сенсоры, разбросанные по Тихому океану, вполне в состоянии оценить вероятность приближения цунами и вовремя предупредить соответствующие службы. Сейчас Международная океанографическая комиссия при ООН работает над созданием подобной системы в Индийском океане. Она начнет действовать уже к концу 2006 года. Установка и эксплуатация такой аппаратуры, конечно, влетят в копеечку, а обещания помощи от всемирной общественности пока не обрели материальной формы.