Австралия. «Норникель» и BHP Billiton могут создать совместное никелевое предприятие

«Норникель» и BHP Billiton могут создать совместное никелевое предприятие в Австралии. ГМК нужен опытный партнер: купленные 4 года назад за $7 млрд австралийские активы пока не окупают себя, констатируют эксперты.

«Норникель» может создать СП с BHP Billiton по никелевым активам в Австралии, заявил начальник управления научно-технического развития ГМК Владимир Дьяченко в среду. Создание СП с BHP возможно, «если акционеры и руководство сочтут это целесообразным», добавил Дьяченко. По его словам, в Австралии предприятия «Норникеля» находятся в непосредственной близости с предприятиями BHP. В рамках геологоразведочных работ на территории Австралии у ГМК есть действующее СП с BHP Billiton — проект Albion Downs.

ГМК владеет австралийскими Nickel Cawse (добыча и выщелачивание латеритных никелевых руд), никеледобывающими Black Swan, Lake Johnston и Waterloo, а также проектом по добыче сульфидных никелевых руд Honeymoon Well (предполагаемые запасы — 1,2 млн т никеля).

Никелевыми активами в Австралии ГМК обзавелся в 2007 году в рамках сделок по покупке LionOre (за $6,5 млрд) и OM Group ($400 млн).

Тогда резко против приобретения LionOre выступал Михаил Прохоров, которому на тот момент принадлежал блокпакет «Норникеля». Его не устраивала цена сделки. Когда «Норникель» покупал активы в Австралии, никель стоил более $30 тыс. за тонну. В кризис цена на металл падала ниже отметки в $10 тыс. за тонну, сейчас она составляет около $19 тыс.

Затраты по добыче на австралийских рудниках по сравнению с показателями основных производств ГМК, расположенных в Норильске, очень высоки: если цена никеля на мировом рынке ниже $20 тыс. за тонну, производство фактически замораживается, констатирует аналитик «ВТБ капитала» Николай Сосновский.

Поэтому лишь год назад «Норникель» после двухлетнего простоя решил возобновить работу своих австралийских предприятий. Совокупный объем производства компании в Австралии в 2009 году составил лишь 4 тыс. тонн никеля, в 2008 году — 14 тыс. тонн.

По оценке Анастасии Грачевой из UBS, в этом году активы в Австралии обеспечат менее 5% от общего никелевого производства ГМК. По мнению экспертов, в таких условиях создавать СП с BHP вполне логично.

«Развивать эти активы ГМК самостоятельно очень сложно: у компании недостаточно опыта в экспертизе проектов, а также знаний технологической специфики австралийских активов, поэтому ему проще привлечь партнера. Правда, заинтересованность в подобном проекте со стороны BHP пока под вопросом», — говорит Сосновский.

Конечно, остается вариант продажи активов, но эксперты считают, что при нынешней конъюнктуре компании не удастся хотя бы «отбить» затраченные инвестиции.

Помимо развития никелевых проектов «Норникель» считает возможным в перспективе выйти на рынки железорудного сырья и угля в Австралии. Возможный партнер российского никелевого гиганта компания BHP как раз накануне анонсировала планы по развитию проектов Caval Ridge и Peak Downs, расположенных в угольном бассейна Квинсленда, вместе с Mitsubishi: каждый из партнеров вложит в их реализацию по $4,2 млрд, чтобы увеличить добычу коксующегося угля на 8 млн т, до 10 млн т в год.

За рубежом ГМК уже владеет 85% ботсванской Tati Nickel Mining Company (добывает сульфидный никель) и 50% проекта Nkomati в ЮАР (никеледобывающее СП с African RainbowMinerals). Кроме того, в группу входит финский никелерафинировочный завод Norilsk Nickel Harjavalta. «Норникель» также сообщил, что проводит геологоразведку никелевых месторождений на Кубе, о возможных проектах по ее итогам может быть объявлено в 2012 году.

«Газета.Ru»