На фронтах глобальной войны за мировой рынок природного газа появился новый фактор, который почти наверняка скажется на интересах российских продавцов. Американцы выразили готовность оказать существенную помощь Китаю в разработке его огромных запасов сланцевого газа, которые многие считают самыми крупными в мире.
В сущности, разговоры такого рода ходили уже давно. Однако сейчас на этот счет впервые достигнута официальная договоренность на проходящем в Вашингтоне т.н. стратегическом диалоге США и Китая. В нем принимают участие с обеих сторон большие группы официальных лиц. Китайскую делегацию возглавляют влиятельные чины правительства. С американской стороны — госсекретарь США Джон Керри и глава минфина Джейкоб Лью. Выступал и вице-президент Джо Байден. Так что уровень вполне солидный.
Разговор в Вашингтоне идет, как говорится, по всему кругу проблем, однако самым броским моментом стал именно сланцевый газ. Китайские представители особо подчеркнули, что США пообещали расширить технологическую помощь его добыче в КНР. Представители Пекина в связи с этим изо всех сил приглашали американский бизнес смело вкладывать капиталы в разработку сланцевого газа в Китае.
В КНР принят пятилетний план его добычи — предполагается довести ее к 2015 году до 6,5 млрд кубометров в год. Однако достижение цели, как говорят, под угрозой —Пекину не хватает технологического уровня для ведения таких сложных разработок.
Этот недостаток он стремится всеми силами исправить — огромная китайская нефтяная корпорация Sinopec, например, купила в США долю в одной из компаний по добыче сланцевого газа за 1 миллиард долларов. Главная цель — получение технологий, подготовка специалистов, хотя не исключаются в будущем и экспортные поставки в КНР. Всего же китайцы вложили в добычу газа в США уже примерно 5,5 миллиарда долларов.
Несмотря на крупные проблемы с китайцами на многих направлениях, Вашингтон явно готов подталкивать свой бизнес к сотрудничеству с Пекином по сланцам. Причин тут несколько: американцы, например, хотят, чтобы Китай в максимальной степени обеспечивал себя энергией и сбавил темпы нынешней агрессивной охоты за нефтью и газом в Африке, Азии и Латинской Америке. Есть и экологический фактор — Запад заинтересован в том, чтобы гигантская экономика КНР как можно меньше отравляла земную атмосферу. Сейчас она коптит вовсю — 70 проц электроэнергии Китаю дают не слишком совершенные тепловые станции на угле. Наконец, США хотят, чтобы альянс между Москвой и Пекином был хоть немного послабее. Для этого нужно, чтобы Китай как можно меньше зависел от российских поставок энергоносителей и как можно больше сам себя снабжал всем необходимым.
По оценкам Пекина, в 2020 году ему будет нужно порядка 300 млрд кубометров газа. Если, конечно, в экономике не будет крупных сбоев. В этом объеме от 60 до 100 миллиардов кубов Китай хотел бы получать за счет собственных сланцевых месторождений. На основе американских технологий. Разумеется, пока рано говорить, насколько сбудутся такие планы — запасы сланцевого газа в основном располагаются на северо-западе КНР, где их добывать непросто в значительной мере из-за нехватки воды. Однако в Пекине делают большую ставку на эту программу. И если начавшаяся в США сланцевая революция перекинется на Китай, это будет еще больше сбивать цены на самом перспективном в мире газовом рынке Восточной Азии, где над снижением тарифов уже активно работают Япония и Южная Корея.
Американцам вообще понравилась атмосфера на нынешнем стратегическом диалоге с китайцами в Вашингтоне. Улыбающийся вице-президент Джо Байден даже упомянул там термин «группа двух», дав понять, что США и КНР, возможно, интереснее говорить один на один, чем в составе каких-нибудь «двадцаток».