В случае разрыва трубы облако смертоносного аммиака за считанные минуты может достичь берега Крыма.
"ФАКТЫ" первыми из украинских изданий обратили внимание на опасное строительство аммиачного терминала на Таманском полуострове ("ФАКТЫ" от 11 января 2003 года). По мнению экологов, этот объект представляет огромную угрозу для всех стран бассейна Черного моря и, прежде всего, для населения Тамани. В "Заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы" (российской) сказано, что при возможной аварии радиус зоны поражения с летальным исходом составит 1,4 километра и расчетное время подхода облака аммиака к населенным пунктам, в которых проживает 30 тысяч человек, не превысит нескольких минут. Нельзя не брать во внимание и то, что загрузка судов аммиаком должна проводиться в закрытой бухте, а условия в месте постройки порта отличаются коварным морским течением, постоянно меняющим не только скорость, но и направление. Многие жители Таманского полуострова убеждены: дамба задумана как прикрытие от штормов порта по погрузке аммиака. Побывавшие на строительстве дамбы напротив острова Тузла корреспонденты "ФАКТОВ" (их репортаж опубликован в номере за минувший четверг) на месте убедились, что "аммиачная" версия возведения насыпи не лишена оснований. Впрочем, правду о том, почему было принято решение возвести дамбу, общественность узнает, вероятно, еще не скоро. А вот аммиакопровод, который прокладывают через Тамань к мысу Железный Рог, где запланировано создать порт, представляет реальную опасность.
– Работая в этом году в экспедиции в Керченском проливе, я видел, как на Тамани строится аммиакопровод, — говорит директор отделения морской геологии и осадочного рудообразования Национального природоведческого музея АН Украины академик Евгений Шнюков. — Он проходит по склону Карабетовой горы, на которой расположен мощный грязевой вулкан, который извергается раз в 3–5 лет. Каждый такой катаклизм может стать причиной разрыва трубы и выброса смертоносного аммиака. Причем опасна не только та ситуация, когда трубопровод накроет поток грязи. При извержениях на значительных участках проседает почва, а из-за этого может произойти разрыв аммиакопровода. (Напомним, аммиакопровод и порт строят как альтернативные подобным объектам на территории Украины. Пока предприятие "Тольяттиазот" экспортирует свою продукцию через украинский порт Ильичевск. — Авт.) Извержения грязевых вулканов (а их на полуострове более 70) сопровождаются выбросами больших масс породы, воспламенившихся газов. Таких вулканов в тех местах много, в том числе в море. За последние 13 лет на Тамани произошло 44 извержения. Известны случаи, когда при выбросах грязи в считанные часы вырастали острова.
– Вулканы свидетельствуют о наличии в недрах нефти и газа?
– Прежде всего газа. "Черноморнефтегаз" уже ведет добычу в Азовском море вблизи берегов Керченского полуострова. Еще в советские годы там было разведано много месторождений. Но пока не ясно, какие из них достанутся Украине, а какие — России, ведь государственная граница в Азовском море еще не определена. (На прошлой неделе правительство поставило перед "Черноморнефтегазом" задачу до 2010 года вчетверо увеличить добычу углеводородного сырья. — Авт.)
– Есть ли запасы полезных ископаемых в недрах под дном Керченского пролива?
– Не исключено. По крайней мере, в Керчь-Еникальском канале — единственном судоходном пути между Черным и Азовском морями — еще в 1914 году напоролся на выросший за ночь гребень вулкана пароход "Цезарь". Из-за извержения образовалась мель, затем ее размыло течением. Этот случай с точки зрения геологии весьма примечателен. Но полноценных геологоразведочных работ в Керчь-Еникальском канале не проводилось, ведь там очень интенсивное движение судов — около 10 тысяч за год. Это лишь вдвое меньше, чем через Босфор, один из оживленнейших морских перекрестков в мире. Думаю, не ошибусь, если скажу, что Керчь-Еникальский канал является основным богатством Керченского пролива. (Россия добивается переноса государственной границы как раз на фарватер Керчь-Еникальского канала, который ныне полностью принадлежит Украине. — Авт.)
– Власти Краснодарского края выступили с заявлением о том, что дамбу можно использовать как трассу для автомобильного перехода через Керченский пролив…
– Предложено несколько вариантов строительства моста или тоннеля через Керченский пролив, в том числе проходящий по территории Тузлы. Пару лет назад, когда бурно обсуждались планы соединения украинского и российского берегов, со мной как с геологом, занимающимся изучением недр и дна Черного и Азовского морей, беседовал мэр Москвы Юрий Лужков. Он — один из наиболее активных сторонников реализации такого проекта. Так вот, Лужков отстаивал вариант дороги через Тузлу. К острову предполагалось проложить тоннель протяженностью несколько километров. А от острова (его протяженность 6,5 километра) к российскому берегу план предусматривал строительство дамбы. Я возражал Лужкову: мол, на дне Керчь-Еникальского канала большой слой ила, который не позволит надежно "уложить" тоннель. Но московского мэра это не убедило — он заявил: "Вобьем в дно сваи". Когда в сентябре я впервые услышал, что россияне начали возводить дамбу, признаюсь, подумал, не началась ли реализация лужковского плана.
– Проводились ли геологические исследования на Тузле?
— Могу похвастаться, что только у моей экспедиции есть скважина на этом острове. Мы углубились на 150 метров — надеялись найти пригодную для питья воду. Но и на глубине она оказалась соленой.