Африка открывается для Украины

«Нефтегаз Украины» вплотную подошел к добыче нефти за пределами Украины. Открытие в конце февраля представительства компании в Триполи способствовало началу переговорного процесса о конкретных площадям и месторождениям, которые «Нефтегаз» сможет получить на условиях концессии или СРП. Но если начало бурения первой скважины — дело недалекой, но перспективы, то поставки украинского оборудования в Ливию могут начаться гораздо быстрее. На первом этапе «Нефтегаз Украины» будет «обживаться» в стране, предоставляя местным компаниям сервисные услуги по ремонту скважин, интенсификации добычи, диагностике и ремонту газо- и нефтепроводов, а также передаче украинского ноу-хау

Открытие представительства является первым и обязательным условием для работы любой компании в Ливии, но его сложно назвать пустой формальностью. Например, заявка НАК находилась на рассмотрении около 5 месяцев, и это немного, так как некоторые российские нефтяные компании ожидают регистрации уже около полутора лет. Поэтому открытие представительства «Нефтегаза Украины» в Ливийской Джамахирии — существенный шаг вперед в продвижении ливийского проекта компании.

Геологоразведочные работы в Ливии были начаты в 1955 году, а развитие нефтяной промышленности принято отсчитывать с 1968 года, когда была создана NOC — государственная компания, в компетенцию которой входят все вопросы, связанные с добычей нефти и газа. Ливия сегодня является крупнейшим добытчиком нефти в средиземноморском бассейне. Доказанные запасы составляют 29,5 млрд. баррелей, добыча — 511 млн. баррелей в год, из которых 90% экспортируется. Мощности трех нефтеперерабатывающих заводов составляют 154,76 млн. баррелей и находятся преимущественно вблизи средиземноморского побережья. Ливийская нефть обеспечивает значительную долю потребления европейских стран, ее крупнейшие импортеры: Италия, Испания, Франция и Германия, стабильно закупают сырье Австрия, Великобритания, Швейцария и Греция. На ливийских месторождениях работает NOC, а также ряд иностранных компаний, доля которых в нефтедобыче составляет около 40%. В основном, это представители Евросоюза

Новые горизонты

Теперь «Нефтегаз» начнет работать сразу в нескольких направлениях. В первую очередь — это переговорный процесс с ливийской Национальной нефтяной корпорацией (NOC) по отбору месторождений для последующей разработки. На первом этапе переговоры будут посвящены выбору перспективных, с геологической и инвестиционной точки зрения, площадей. После передачи геологических данных специалистам украинской компании, будут проведены их интерпретация, уточнение и другие необходимые мероприятия.
После того, как точка приложения украинских усилий на Африканском континенте будет окончательно определена, НАК и NOC обсудят правовую модель сотрудничества. На повестке дня сегодня находятся два варианта. Первый предусматривает передачу месторождения или перспективной площади «Нефтегазу» на условиях концессии — т.е. фиксированной оплаты за пользование участком недр и полной свободы «Нефтегаза» в сроках ее разработки, интенсивности капиталовложений и диверсификации рисков.
Второй вариант может быть реализован в рамках законодательства СРП (соглашений о разделе продукции) и предусматривает долевое участие партнеров в проекте. При этом ливийская сторона предоставляет месторождение, украинская разрабатывает его, а полученная продукция делится в заранее оговоренных пропорциях. Большинство иностранных компаний работают в Ливии именно на условиях СРП.
Естественно, на проработку каждого из вариантов уйдет еще немало времени, но «Нефтегаз» не собирается дожидаться этого сложив руки. Компания намерена в ближайшее время приступить к работам по оказанию сервисных услуг ливийским и иностранным нефтяным компаниями. Это могут быть работы по капитальному ремонту скважин и интенсификации нефтедобычи, интерпретации данных геологоразведки, внедрении украинских технологий разработки месторождений со сложными горногеологическими условиями или сложными типами нефти.
Кроме того, по словам руководителя NOC доктора Абдулхасида Злитни, Ливия до сих пор нуждается в надежном и недорогом оборудовании, и нет никаких препятствий для того, чтобы «Нефтегаз» начал работать и в этой сфере, представляя интересы украинских производителей оборудования или металлопродукции.
Работа на африканском рынке, помимо расширения географии сбыта украинских товаров и услуг, принесет «Нефтегазу» результат и «по профилю». Даже оказывая сервисные услуги, компания сможет получать в качестве оплаты нефть, осваивая тонкости ее маркетинга на средиземноморском рынке.
Ведь не секрет, что ливийская нефть славится высоким содержанием легких светлых фракций и минимальными значениями в графе «сера». Соответственно, цена на такую нефть на 10-20% выше, чем на российскую. А небольшая глубина залегания (до 2500 метров) делает ее добычу значительно менее затратной, чем в Карпатах или российской тайге. В некоторых нефтеносных районах Ливии себестоимость добычи барреля нефти составляет $1, в то время как его цена на рынке колеблется в пределах $25-33.
Добывая нефть в Ливийской Джамахирии, «Нефтегаз» тем самым повышает и энергетическую безопасность Украины. Ведь в случае необходимости это сырье можно будет поставлять в Украину по схемам замещения с российскими компаниями, выгодным для НАК: за каждую тонну переданной россиянам ливийской нефти компания получит 1,3-1,4 тонны российской Urals, на которой традиционно работает отечественная нефтепереработка.

Нефтегаз International

Сам факт начала работы «Нефтегаза» в Ливии означает не только новое направление в работе компании. Меняются подходы «Нефтегаза». Если прежний менеджмент не представлял себе компанию за пределами Украины, то прошедший школу «ТНК» Юрий Бойко не видит принципиальных отличий между возможностями НАК и, скажем, BP.
После назначения Бойко компания начала трансформацию от тяжелой на подъем «государственной организации» к энергичной и современной нефтегазовой компании. Эти перемены прослеживаются во многих действиях компании, но на ливийском примере они наиболее наглядны.
Выходя на ливийский рынок, «Нефтегаз» столкнется с конкуренцией в лице уже работающих в Ливии западных компаний. Однако вряд ли это должно кого-то смущать: НАК обладает мощным потенциалом, и после приобретения опыта «на месте» вполне сможет на равных работать с такими грандами как Agip-ENI (Италия), OMV (Австрия), TotalFinaElf (Франция).
К тому же особенностью ливийской нефтегазовой отрасли является отсутствие американских нефтяных компаний, которые «славятся» своим умением использовать поддержку правительства США для решения вопросов рыночной конкуренции.
Закрепившись в Ливии, НАК приобретет тот ценный опыт, который позволит компании эффективно развивать международную деятельность и на других площадках. Ведь Ливийская Джамахирия, будучи одной и самых богатых стран региона, во многом влияет на экономические процессы в Африке, являясь своеобразными воротами на континент. А во многих государствах Северной Африки активно строятся нефте- и газопроводы, разрабатываются новые месторождения. Поэтому перспективы для расширения поля деятельности у «Нефтегаза» есть.
Ливийскую Джамахирию можно назвать идеально стартовой площадкой для НАК и по еще одной причине. Страна находится в непосредственной близости от одного из крупнейших в мире рынков нефти. Четыре нефтеналивных терминала в городах Триполи, Бенгази, Мерса Брега и Мисурата находятся всего в нескольких сотнях километров по Средиземному морю от итальянских терминалов, составляющих ядро средиземноморского рынка нефти. Из Италии по системе нефтепроводов нефть может поступать на переработку в страны Евросоюза вплоть до Германии, как это, собственно, и происходит сегодня.
Получая даже небольшие объемы нефти в оплату за оказанные сервисные услуги, «Нефтегаз» сможет получить богатый опыт маркетинга и продаж нефти на этой высококонкурентной площадке. Этот опыт может оказаться бесценным в процессе дальнейшего зарубежного роста украинской компании.

Цитата

«Ливия предлагает уникальные возможности для инвестирования, поскольку владеет большими запасами легкой низкосернистой нефти на начальной стадии разработки. К преимуществам страны можно отнести развитую инфраструктуру нефтеэкспорта на международные рынки. Поэтому мы чрезвычайно серьезно относимся к возможностям, которые открываются для нас в этой стране»
Юрий Бойко, глава НАК «Нефтегаз Украины»