Япония. Судно “Земля” готовится к бурению океанского дна

Впервые в истории науки в Тихом океане у побережья Японии будет проведено сверхглубокое бурение с целью проникновения в тайну зарождения жизни на нашей планете и изучения тектонических процессов. Для этого построено оснащенное самой современной техникой судно "Тикю" ("Земля") водоизмещением 57 500 тонн и стоимостью 535 миллионов долларов.

Исследование недр Земли давно привлекает внимание ученых разных стран. Непревзойденным мировым достижением, занесенным в Книгу рекордов Гиннесса, является скважина глубиной 12 262 метра. Ее бурение было начато в 1970 году на Кольском полуострове неподалеку от города Заполярного буровой установкой "Уралмаш-15000" и специальным технологическим инструментом. Своеобразный рекорд поставили в конце 2003 года немецкие ученые, которым удалось пробурить скважину глубиной 3200 метров в Антарктиде и извлечь оттуда 120 кусков льда. И вот впервые в истории изучение земных недр должно быть осуществлено методом бурения дна океана в рамках многонациональной Комплексной программы океанского бурения. Руководят этой программой Япония и Соединенные Штаты, участвуют Китай и 12 стран Европейского союза.

Ученые надеются, сообщил представитель японского Центра глубинного исследования Земли Дзюн Фукутоми, что вместе с собранными образцами мантии и земной коры они получат в свои руки микробиологические организмы периода рождения Земли. Поднятые из глубин на поверхность кусочки "тела" нашей планеты позволят многое узнать и о том, какой была окружающая ее среда в прошлом, составить научно обоснованный климатический прогноз на будущее.

Важнейшей задачей станет изучение тектонической плиты у побережья Японии, на которую ныне приходится четверть всех происходящих в мире землетрясений, и составление сейсмологического календаря на ближайшие десятилетия.
На первой стадии реализации проекта буры уйдут под дно океана на глубину 3,5 километра, в дальнейшем глубину бурения собираются довести до 7 километров. Судно "Тикю" помимо использования техники, применяемой при подводном нефтегазовом бурении, оснащено целым рядом новейших устройств. Они обеспечат полную устойчивость научно-исследовательского корабля во время вибрации работающих буров и морской качки, а спутниковая система — нахождение в строго заданной системе морских координат. Кроме того, предусмотрена специальная защита на случай, если во время бурения внезапно забьет нефтяной или газовый фонтан.

Экспериментальные рейсы "Тикю" планируются на ближайшие месяцы, а тем временем начинается специальная тренировка экипажа.

Известия Науки