Отечественный углепром на пороге новой реорганизации. Будучи в Донецке, Президент Украины В. Ющенко объявил, что решено возродить министерство угольной промышленности. Структурные изменения намечаются и на местном уровне. Осуществляется реорганизация с целью повышения эффективности работы отрасли. Какой она видится в ближайшем будущем ученым-экономистам? На этот вопрос корреспондент "Негоцианта" попросил ответить сотрудников Института экономики промышленности НАН Украины из отдела перспективного развития топливно-энергетического комплекса.
Вадим НЕЙЕНБУРГ, доктор экономических наук, донецкий эксперт:
– Цель всех последних перестроек в отрасли одна – достижение безубыточной работы. Создание министерства и другие структурные подразделения должны в немалой степени этому содействовать. Но коренные изменения могут быть достигнуты лишь путем инновационного развития отрасли. Для Донбасса, в частности, предусматривается система мер на основе широкого внедрения научно-технических разработок. Неизбежно также совершенствование механизма государственной финансовой поддержки угледобывающих предприятий.
– А как ситуация в Донбассе соотносится с мировой тенденцией научно-технического развития угледобычи?
Анатолий КАБАНОВ, доктор экономических наук:
– Уголь является основным энергоносителем в большинстве промышленно развитых стран мира, и его роль возрастает. В настоящее время лидером является Китай, обеспечивающий более четверти мировой добычи, за ним следуют США (21,4%), Индия (7,3%), Австралия (6,7%). Добыча в Украине составляет всего 1,8% мировой. Рост добычи угля в развитых странах достигается в основном за счет инновационного развития отрасли. По этому пути идет и Донбасс. Однако темпы инновационных процессов зависят от государственного финансирования. Угольная отрасль у нас все еще находится в затяжном экономическом кризисе, много убыточных шахт, высок износ машинного парка, недостаточно выделяется средств на реконструкцию и новое строительство.
– Но спасут ли инновации шахты Донбасса? Есть ли у наших ученых и конструкторов такие разработки и идеи, которые смогут обеспечить технический и экономический подъем?
Леонид СТАРИЧЕНКО, кандидат экономических наук:
– Научно-технические организации отрасли и машиностроительные заводы разработали и серийно выпускают новые поколения горношахтного оборудования, не уступающего мировым образцам. Кроме того, разработаны новые средства и технологии безопасности работ и защиты окружающей среды. Конечно, можно было бы сделать больше, но создание новой техники идет медленно из-за недостаточного финансирования.
Юрий ДРАЧУК, кандидат экономических наук:
– В настоящее время проводится техническое переоснащение шахт выемочным, проходческим и транспортным оборудованием на основе отечественных разработок нового поколения. Опыт передовых шахт и экономические расчеты показывают, что примерно на 60 из рудников, имеющих достаточные запасы угля и резервы производственных мощностей, можно снизить и даже ликвидировать убыточность добычи, отказаться от всех форм господдержки и обеспечить выделение средств на приобретение нового оборудования. На остальных, не подлежащих закрытию убыточных шахтах, которые по техническим условиям не могут использовать новое оборудование, должна в полной мере осуществляться господдержка на покрытие убытков по себестоимости добычи. Без этого не обеспечить к 2010 году, как намечено, добычу в объеме 95 млн. т в год. Следует сказать, что господдержка существует не только у нас. Так, в Германии, где горногеологические условия несравненно лучше, чем в Украине, государственные субсидии составляют до 70 евро на тонну угля, а у нас – меньше 10 евро. Однако господдержка должна предоставляться на таких условиях, чтобы стимулировать повышение эффективности имеющегося оборудования, совершенствование организационной структуры, внедрение мероприятий по экономии материальных и энергетических ресурсов.
– Сегодня много говорится о привлечении в угольную отрасль негосударственных инвестиций. Реально ли это? Ведь каждый инвестор стремится получить прибыль на вложенные капиталы.
А. КАБАНОВ:
– Получение крупных негосударственных инвестиций для переоснащения шахт с изношенными основными фондами остается проблематичным. Правда, есть опыт успешного использования акционерного капитала на шахте "Красноармейская-западная N 1" и на ряде шахт, добывающих коксующиеся угли. Но таких примеров пока немного. Более привлекательным для частных инвесторов является создание при шахтах малых предприятий по добыче и переработке шахтного метана, производству стройматериалов и другой попутной продукции. Возможна также обработка негосударственными предприятиями отдельных участков шахтного поля, но это тоже пока не получило широкого распространения.
– Но если инвесторы в отрасль идут неохотно, то как же быть с приватизацией шахт? Или это только разговоры?
В. НЕЙЕНБУРГ:
– Передача шахт в частную собственность является необходимым шагом для вхождения отрасли в рынок. К сожалению, реализация этой задачи затруднена техническим состоянием шахтного фонда, его физическим и моральным износом, а также большой отдаленностью во времени возврата инвестируемых средств и получения прибыли. Очевидно, приватизацию шахт необходимо проводить постепенно, выработать четкие правила и формы поддержки путем предоставления налоговых и прочих льгот частным владельцам. Необходимо также более широко использовать различные способы привлечения негосударственных инвестиций: путем продажи акций корпоратизированных предприятий, предоставления инвесторам для отработки частей горных отводов шахт, осуществления инвестиционных проектов с участием частного капитала.
– Известно, что внедрение инновационных проектов нуждается в стимулировании. Как и за счет чего это осуществляется на практике?
Ю. ДРАЧУК:
– Источником стимулирования участников инновационных процессов является прибыль, получаемая от внедрения новой техники и технологии. Наш институт разработал систему возвратного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, которая, к сожалению, пока не получила распространения из-за ряда нерешенных юридических вопросов. Средства на поощрение участников инновационного процесса должны распределяться между ними по так называемой премиальной шкале. Мы уверены, что со временем эта система стимулирования будет принята, иначе техническое обновление предприятий отрасли будет сильно замедлено.
Леонид ДАВЫДОВ, зам. председателя профсоза работников угольной промышленности:
– Восстановление министерства угля – это инициатива нашего профсоюза. Председатель ЦК ПРУП Виктор Турманов выдвинул это предложение на совещании руководителей Минтопэнерго и других министерств и ведомств. Президент Украины В. Ющенко поддержал это предложение и поручил подготовить соответствующий указ, который затем и был подписан. Возрождение МУП даст возможность проводить единую, более четкую и эффективную техническую политику в отрасли и ускорить инновационный процесс. Будут упразднены ненужные управленческие звенья. Центральным звеном в отрасли станут шахты, которые получат хозяйственную и юридическую самозанятость. Это очень важно, поскольку сегодня шахты находятся на правах цехов – не имеют статуса юридических лиц и расчетных счетов. Будет решена и проблема реализации добытого угля, уйдут всевозможные посредники, накручивающие цены. И наконец, к управлению отраслью придут профессионалы, которых в Минтопэнерго не очень жаловали.