Столице угрожают оползни
Ученые Национальной академии наук Украины определили территории, которые не выдержат застройки

Ученые Национальной академии наук Украины передали столичным властям от­чет о проведенных исследованиях киев­ских грунтов, определив наиболее небезо­пасные для строительства участки. В отче­те указано более 50 мест, грунты которых при увеличении на них нагрузки могут сползти либо обвалиться. Наиболее оползнеопасными ученые называют днепров­ские склоны.

Исследования в области природно-техногенных процессов киевских территорий, которые нуждаются в инженерной защи­те, ученые Центра аэрокосмических иссле­дований земли НАН Украины проводили совместно с ДКП «Плесо» на протяжении последних четырех лет. На днях работа была завершена, а ее результаты переданы в городскую государственную админист­рацию.

Документ свидетельствует, что за по­следние четыре года активизировались эрозийные и оползневые процессы в девя­ти точках Киева. Действующими призна­ны оползни в районе склона между улица­ми Петровской и Кудрявской, «ожили» склоны Петровского яра, около Андреев­ской церкви. Активная эрозия грунта про­слеживается возле смотровой площадки около арки Воссоединения и на левом склоне Мышеловной балки в районе улицы Буковинской. Оползневые процессы наблюдаются на склоне между улицей Дегтяревской и переулком Кияновским, в районе фуникулера, в Городском саду ни­же Мариинского дворца, а также на спуске возле памятника Магдебургскому праву.

Как объяснил «ДО директор ГКП «Пле­со» Николай Щепец, тот же Мариинский дворец «ползет» со скоростью 1 мм в год, в связи с чем специалисты КП «СУППР» ве­дут активные работы по изучению и пре­дотвращению оползня. Однако отличи­тельной чертой «оживших» грунтов, по его словам, является их непредсказуе­мость.

«Оползневые процессы невозможно предугадать. Сегодня грунт сползает с од­ной скоростью, завтра — с другой, а потом движение может и остановиться», — говорит Николай Щепец. По его словам, на оползневые процессы влияет масса факто­ров: чрезмерная нагрузка на территорию в результате ее уплотнения строителями, прокладка инженерных сетей и комму­никаций, подъем грунтовых вод и т. д. «И хотя специалисты соответствующих служб делают все возможное, чтобы не допустить оползней и подтоплений, на этих территориях лучше отказаться от дальнейшего строительства», — считает г-н Щепец. В подтверждение своих слов он привел памятные киевлянам примеры, когда в конце 90-х годов из-под дома по улице Кудрявской резко сошел грунт и зда­ние едва удалось спасти от разрушения. Тогда же был и мощный оползень на улице Кайсарова.

Как свидетельствует отчет исследовате­лей, более стабильно (хотя строить там все равно не стоит) ведут себя другие оползни. К опасным территориям, которые могут «поплыть» в любой момент, ученые отнес­ли левый (между улицами Лукьяновской и Олеговской), а также правый (около перекрестка улиц Глубочицкой и Петровской) склоны Глубочицкого яра, верховье левого склона Петровского яра (ул. Петровская), левый склон Гончарного яра, правый склон долины Днепра (южный спуск от Андреевской церкви), 300 м на юго-запад от перекрестка Днепровского спуска с На­бережным шоссе, 150 м на юг от Выдубицкого монастыря, а также еще 37 участков.

В целом ученые разбили территорию Ки­ева на две зоны, на которых развиваются оползневые процессы: Приднепровскую (правый коренной склон долины Днепра, участки яров и балок, прорезающих этот склон) и Городскую (склоны долин реки Лыбедь и ее балочные сети). На этих терри­ториях, занимающих более 400 га, за по­следние 4 года образовался 101 потенци­альный оползень.