Искусство держать паузу

Очередная волна слухов о том, что «Газпром» и ТНК-ВР близки к достижению договоренности по Ковыктинскому проекту, пришлась на конец июня. Но, видимо, это — лишь повторение пройденного: о том, что переговоры «вот-вот завершатся», разговоры идут с прошлого года. А воз и ныне там. 
 
Похоже, «Газпром» придерживается выжидательной тактики — наиболее выгодной для монополии в данном случае. Ведь у ТНК-ВР, для которой Ковыкта (газоконденсатное месторождение в Иркутской области, запасы которого приближаются к 2 трлн. куб. м газа. — «Профиль») является едва ли не основным стратегическим перспективным проектом, остается все меньше времени на урегулирование связанных с ним проблем.

Во глубине сибирских недр

Ковыкту не зря называют «крепким орешком»: месторождение было открыто еще в конце 80-х, но полноценная разработка не ведется до сих пор. С 1993 года лицензия на его освоение принадлежит ОАО «РУСИА Петролеум», входившему ранее в компанию СИДАНКО (в числе акционеров которой была и ВР. — «Профиль»). В свою очередь, СИДАНКО несколько лет назад была поглощена Тюменской нефтяной компанией. А в 2003 году, после создания ТНК-ВР, «РУСИА Петролеум» стала «дочкой» российско-британской компании: нефтяники контролируют 63% ее акций, «Интеррос» — 25,8%, еще 11% принадлежит иркутскому комитету по управлению госимуществом. Но частая смена собственников заметным образом в проекте ничего не изменила. Что вполне объяснимо: еще в 2000 году государство в лице Минтопэнерго вполне определенно дало понять, что желало бы видеть в числе участников проекта «Газпром». Монополия против этого желания чиновников не возражала. Однако в более-менее активном режиме переговоры об условиях вступления «Газпрома» в Ковыктинский проект продолжаются лишь последние год-полтора. И, кажется, пока ТНК-ВР похвастаться нечем.

Главное противоречие между двумя компаниями сводится к тому, что ТНК-ВР хочет «замкнуть» Ковыктинский проект на экспорт в Китай и Южную Корею, допуская, впрочем, поставки и на внутренний рынок. А «Газпром» сначала стремился «переориентировать» газ Ковыкты на Иркутскую и Читинскую области, а также Бурятию, но затем решил, что неплохо было бы отправлять сырье и в Западную Сибирь. Конечно, монополия не возражает против экспорта, но не считает его необходимым условием развития месторождения на первых порах. К тому же «Газпром» настаивал на том, что поставки газа за рубеж должны осуществляться только через него.

Сила неизвестности

Скорее всего, от условий «Газпрома» ТНК-ВР никуда деться не сможет. К тому же у российско-британской компании есть проблемы с Минприроды, которое имеет претензии к выполнению ТНК-ВР требований лицензионного соглашения по Ковыкте. Кстати, еще в прошлом году глава «Газпрома» Алексей Миллер заявлял, что переговоры о вхождении монополии в проект невозможны до тех пор, пока нефтяники не устранят проблемы с лицензией. После чего глава МПР Юрий Трутнев сообщил, что ТНК-ВР вообще может потерять лицензию на Ковыкту, поскольку компания не соблюдает сроки ввода месторождения в эксплуатацию. Ожидалось, что решение по этому вопросу будет принято до конца 2004 года. Но, как сообщили «Профилю» в Минприроды, ведомство назначило новые сроки решения вопроса об отзыве лицензии на Ковыктинское месторождение — июль—август нынешнего года. Напомним, по условиям соглашения ТНК-ВР уже в 2006 году должна добыть на Ковыкте 9 млрд. куб. м газа. Но компания предполагает, что сможет добыть лишь 100 млн. Чиновники с этим не согласны. Причем ситуация осложняется еще и тем, что в «газовом отделении» Центральной комиссии по разработке, которое и должно решать вопрос с лицензией на Ковыкту, председательствует член правления «Газпрома» Василий Подюк.

Еще один потенциальный мощный рычаг давления «Газпрома» на ТНК-ВР — статус координатора программы освоения углеводородных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, полученный монополистом в 2002 году. Правда, с тех пор «Газпром» никак не может представить на утверждение кабинета министров сам этот документ. Зато вполне определенно заявляет, что развитие проектов в указанных регионах должно быть подчинено общему сценарию, а не самостоятельным планам отдельных компаний. С этим тезисом согласно и правительство. А это означает, что позицию «Газпрома» непросто оспорить даже такому сильному лоббисту, как ТНК-ВР.

Сроки утверждения программы постоянно переносятся, и это тоже не на руку ТНК-ВР. В Минпромэнерго говорят, что документ будет представлен в правительство, скорее всего, не летом, как планировалось ранее, а лишь в ноябре—декабре 2005 года. По словам источника «Профиля» в «Газпроме», это означает, что пока не ясно, когда Ковыктинское месторождение будет введено в эксплуатацию. А по данным собеседника журнала в Минпромэнерго, не согласованы до конца и другие подробности развития Ковыкты. Например, все те же направления поставок газа. Получается, что чем больше «Газпром» затягивает с утверждением программы, тем больше шансов на то, что ТНК-ВР станет более сговорчивой.

Между тем «Газпром» почти демонстративно не торопится «входить» в Ковыкту. В монополии утверждают, что компания пока не готовила экономическое обоснование проекта, а потому не может вести переговоры о своем участии в нем. По словам члена правления «Газпрома» Влады Русаковой, монополия намерена сначала приглядеться, как будут развиваться восточно-сибирские проекты, и уж потом определится с участием в них. Источник «Профиля» в Минпромэнерго уверяет, что это следует понимать так: «Газпром» начнет реальные переговоры по Ковыкте после того, как будет одобрена программа освоения ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Показательно, что в ТНК-ВР отказываются комментировать тему переговоров с «Газпромом» по Ковыкте.

Интрига обостряется тем, что вновь активизировались слухи о скором вхождении «Газпрома» в Ковыктинский проект. К примеру, один из источников «Профиля» в монополии сообщил, что компания может договориться об этом уже в ближайшее время. А собеседник журнала в администрации президента говорит, что это произойдет до конца лета.