Недра России – национальное достояние, и её граждане имеют право на определенную часть этого богатства. Несмотря на то, что в Конституции РФ допускается частная собственность на недра, законодательной базы для их приватизации – передаче в частные руки – нет. Нынешний Закон «О недрах» не предусматривает возможности совершения с недрами операций купли-продажи. Но это де-юре, а де-факто наши недра уже стали предметом купли-продажи.
Министр природных ресурсов Трутнев недавно заявил, что политикой его министерства в отношении получения лицензий на недропользование является отказ от их конкурсного распределения в пользу аукционного. На первый взгляд эта форма выглядит более справедли-вой. Ведь аукцион публичен – победитель определяется не в закрытых конкурсных комиссиях, а открыто в зале. Кто дал больше денег за месторождение – тот и получил лицензию. Но это внешняя картина.
Дело в том, что при конкурсном распределении лицензий в конкурсную комиссию предла-гаются технико-экономические решения по добыче нефти и газа, а задача комиссии – выбрать те из них, которые обеспечат наибольшие поступления в казну налогов и других пла-тежей. Но это возможно только при оптимальной нефтеотдаче, для которой характерно при-мерно равномерное ежегодное получение прибыли за весь период действия лицензии: 20 лет – в случае лицензии только на добычу, и 25 лет – при совмещении добычи с геологоразвед-кой. При этом государство не только выбирает предложение, которое обеспечит ему макси-мальный доход, но и оставляет за собой право в любой момент проверить исполнение дого-воренностей, в том числе по эксплуатации месторождения, в случае нарушения которых оно может отозвать лицензию. Иначе говоря, государство остается собственником недр.
Совершенно иная картина складывается при аукционном распределении лицензий. В этом случае лицензионное соглашение, в котором описаны процедуры и технико-экономические показатели эксплуатации месторождения, утрачивает смысл. Кто больше дал бонус, тот и победитель, а с недрами он уже сделает то, что посчитает целесообразным. Государство в этом случае лишено оснований контролировать добычу нефти и газа. По существу, макси-мальный бонус на аукционе – это скрытая взятка государству в лице правительства, чтобы правительство не обращало внимания, как получатель лицензии распорядится национальным достоянием. Хотя надо сделать прозрачным сам конкурс и привлечь для контроля общественность, как это делается, например, в Норвегии.
Косвенным способом продажи недр является продажа фирмы, владеющей лицензией. Мно-гие геологоразведочные организации по пункту 19 «Положения о порядке лицензирования недропользования» от 1992 года получили бесплатно лицензии на добычу нефти и газа. Например, ОАО «Заполяргеология» получила лицензию на Юрхаровское газоконденсатное месторождение. Однако затем его владельцам удалось переоформить лицензию на ОАО «Юр-харовнефтегаз», после чего эта компания уже несколько раз меняла владельцев. Замечу, достаточно было навести порядок и установить контроль за изменениями в реестре акционерных обществ, чтобы косвенная продажа недр была бы пресечена.
Хотелось бы также обратить внимание на складывающее противоречие между интересами нефтегазовых компаний и государства. Далеко не очевидно, что в интересах государства необходимо все имеющие углеводородные ресурсы сегодня вовлекать в разработку. Очевидно, что часть ресурсов выгодно попридержать до поры, когда их стоимость значительно возрастет. А для коммерческих организаций выгодно, чтобы активы немедленно приносили им до-ходы, поэтому они заинтересованы в быстром вовлечении запасов в разработку.
Например, по моему мнению, Ковыткинское газоконденсатное месторождение может лет 10-15 не раз-рабатываться потому, что Китай для российских экспортных программ не созрел. Развитие газовой промышленности в Китае начали со своих запасов, которые много меньше российских, но и реальные потребности Китая сейчас в газе не велики. Китаю нужно привыкнуть к новому для него энергетическому сырью, создать газовую инфраструктуру, а для этого потребуется определенное время, и его нужно переждать. Так что в наших интересах не суетиться с предложениями газа Китаю. А вот интересы английской компании BP при этом могут пострадать.
Поражает позиция министра Трутнева. Вначале он вполне обоснованно утверждал, что лицензию на Ковыткинское месторождение BP должно возвратить государству, так как лицензионное соглашение не выполняется – добыча газа должна была там начаться десять лет назад, а её и сейчас нет. А затем по непонятной причине круто изменил свою по-зицию и утверждает, что сохранение лицензии у BP в интересах государства.
Какова же сейчас ситуация с собственностью на газовые ресурсы России? Одним из круп-нейших иностранных владельцев ресурсной базы России является BP. Это прежде всего Ковыткинское месторождение с запасами 1,9 трлн. м3 и Восточно- и Новоуренгойские место-рождения с суммарными запасами 560 млрд.м3. С учетом других более мелких месторожде-ний и «газовых шапок» нефтяных месторождений эта английская фирма стала обладателем более 3 трлн. м3 газа России.
Другими крупными иностранными владельцами российских газовых ресурсов являются Ро-ял-Датч-Шелл и Эксон в рамках соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Запасы газа месторождений Чайво-море, Одопту и Арктур-Дагинское , входящих в про-ект «Сахалин-1», составляют 485 млрд.м3, а запасы месторождений Пильтун-Астохское и Лунское, входящих в «Сахалин-2», – 500 млрд.м3.
Суммарно иностранные компании уже владеют в России ресурсами газа объемом свыше 7 трлн. из 47 трлн. м3, причем лучших запасов. Процесс перехода российских недр в собст-венность иностранцам далеко не завершен, а с выходом нового Закона «О недрах» он только усилится.
Автор – генеральный директор
ЗАО "Нефтегазконсалтинг",
к. т. н.