Достать из-под земли!

Геологов без преувеличения можно сравнить с кладоискателями. Работа у них такая — "вгрызаться" в землю, зондировать недра, искать полезные ископаемые. Можно даже сказать: очень полезные. Ведь минерально-сырьевая база — основа промышленного производства, от нее напрямую зависят многие отрасли народного хозяйства и в целом обеспечение экономической безопасности государства. Чем больше мы добудем своего сырья и чем рациональнее будем его использовать, тем меньше будем зависеть от импортных поставок.

К основным видам минеральных ресурсов нашей страны относятся топливно-энергетические и водные, агрохимическое сырье, строительные материалы, металлические полезные ископаемые. Организовать своеобразную "экскурсию" в недра белорусской земли для читателей "Народной газеты" мы попросили заместителя директора департамента по геологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрея Ковхуто.

Черное золото припятской "пробы"

Первое нефтяное месторождение было открыто в Беларуси в 1964 году. А всего их разведано уже более шестидесяти, сейчас в разработке находится более сорока, включая такие крупные, как Речицкое, Осташковичское, Тишковское и некоторые другие.

За 40 лет добыто примерно 30 процентов разведанных запасов. Ежегодно мы извлекаем из земных недр около 1 миллиона 800 тысяч тонн нефти. Даже исходя из разведанных запасов при таких объемах добычи работой белорусские нефтяники обеспечены на 35 лет вперед. Между тем разведаны далеко не все перспективные территории. Планируется исследовать Подлясско-Брестскую и Оршанскую впадины. Возможно, и там будут открыты нефтяные месторождения. Пока прирост запасов не опережает добычу, поскольку в основном идут поиски небольших месторождений. Впрочем, западные ученые прогнозируют, что через пару десятилетий нефть людям не понадобится — появится нечто альтернативное. Поживем — увидим.

— Андрей Марленович, как показывает житейский опыт, зачастую дешевле купить овощи на рынке, нежели выращивать их самому. А добывать свою нефть выгодно?

— Своя нефть обходится в два-три раза дешевле привозной. Не надо платить большие деньги за транспортировку и прочие накрутки.

— Наша нефть отличается от российской?

— Да ведь и белорусская не вся одинаковая. Есть месторождения, где добывается так называемая легкая нефть, которая находится под давлением и сама "просится" на поверхность. Чем легче нефть, тем проще и дешевле ее добывать. Если более вязкая — процесс добычи   усложняется,   необходимо применять специальную технологию, чтобы поднять ее на поверхность. А ведь глубина, с которой добывается нефть в Беларуси, составляет 2—4 километра.

В нашей стране все разведанные месторождения нефти сосредоточены в Припятском прогибе — это западная часть огромной тектонической структуры, а по научному — древний палеорифт, структура растяжения.

— В геологическом прошлом на территории, где расположена нынешняя Беларусь, существовал океан, правда, не очень широкий, — пояснил Андрей Ковхуто. — В результате в этом месте накопилось огромное количество осадков. В осадочной толще и находятся месторождения нефти.

Невидимый попутчик

Беларусь в настоящее время не располагает открытыми месторождениями природного газа, кроме нескольких залежей свободного газа в нефтяных месторождениях. Однако, по словам Андрея Ковхуто, Припятская нефтегазоносная область является перспективной и в отношении выявления в ее пределах залежей свободного газа.

Пока же ведется добыча только попутного газа, который присутствует в ряде нефтяных месторождений. Его довольно много. Раньше он сжигался, но сейчас полностью утилизируется и используется в основном для коммунально-бытовых нужд (сжиженный газ в баллонах), а также в качестве моторного топлива.

С торфом полная ясность

А вот с торфом геологи уже "разобрались". Все разрабатываемые торфяные месторождения разведаны детально и не требуют дополнительного изучения. В Беларуси добыча торфа осуществляется на 46 месторождениях — для нужд энергетики и сельского хозяйства. В последнее время ежегодные объемы его добычи стабилизировались на уровне 2—3 миллионов тонн (тридцать лет назад добывалось более 40 миллионов тонн).

— Имеющиеся сырьевые ресурсы обеспечивают предусматриваемые объемы добычи торфа и производства торфяной продукции вплоть до 2021 года, — отметил Андрей Ковхуто. — В то же время перед геологами поставлена задача переоценить ресурсы торфяного фонда с учетом современных экономических и экологических условий.

Не подкинуть ли уголька?

Пока белорусские шахтеры добывают только соли. Потребности же страны в каменном угле удовлетворяются за счет импорта из России, Украины, Польши и Казахстана. Впрочем, месторождения бурых углей на территории нашей республики имеются. Залегают они на глубине 20—80 метров.

— Наиболее изучены угли Бриневского и Житковичского месторождений с разведанными запасами более 90 миллионов тонн, — сказал Андрей Марленович. — В следующей пятилетке будет выполнена доразведка одного из буроугольных месторождений на предмет его возможной разработки для производства жидких и газообразных высококалорийных энергоносителей.

Кроме того, одним из источников топливно-энергетических ресурсов могут стать горючие сланцы. В Припятском сланценосном бассейне выявлено два их месторождения — Любанское и Туровское. В перспективе горючие сланцы могут стать комплексным энерготехнологическим сырьем для развития топливно-энергетической и химической промышленности.

Природное отопление

Один из альтернативных видов энергии — геотермальные подземные воды. Используя их, можно отапливать дома, теплицы, производственные помещения.

По словам Андрея Ковхуто, пока температурные условия земных недр территории Беларуси изучены недостаточно. Наиболее благоприятными для геологоразведочных работ, предваряющих промышленное освоение тепловой энергии, заключенной в термальных подземных водах, являются территории Подлясско-Брестской впадины и Припятского прогиба. В их пределах температуры подземных вод на глубине около двух километров достигают плюс 40 градусов, а местами — 60-ти. В северной части Припятского прогиба на глубине трех километров – плюс 80—90 градусов. Ко всему прочему это экологически чистый источник тепловой энергии.

Мы, конечно, не Камчатка. Но опыт других европейских стран показывает, что при наличии соответствующих технологий можно довольно эффективно использовать тепло, подаренное самой природой. Кстати, у наших соседей — в Польше, Литве, России — геотермальные станции уже действуют. Определенные наработки в этом направлении есть и в Беларуси. Возможно, через несколько лет первая такая станция будет построена в пригороде Бреста.

Зато сегодня можно смело констатировать, что Беларусь обладает большими ресурсами пресных подземных вод. Одна из первоочередных задач — в ближайшие 10—15 лет подготовить к промышленному освоению запасы пресных подземных вод для полного перевода централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения на подземные источники.

Богата Беларусь и разнообразными минеральными водами. Среди них наиболее распространены хлоридные, сульфатные, сульфатно-хлоридные, хлоридно-сульфатные, а также сероводородные, железистые и радоновые минеральные воды.

"Соленая" валюта

Беларусь занимает третье место в мире по запасам калийных солей (более 10 процентов мировых запасов), которые, как и нефть, подарил нам все тот же Припятский прогиб. Калийные удобрения необходимы не только нашему сельскому хозяйству. Они являются одной из важнейших статей белорусского экспорта. Добычу сильвинитовой руды и производство калийных удобрений ведет РУП "ПО "Беларуськалий", которое разрабатывает Старобинское месторождение калийных солей. Оно было открыто в 1949 году и эксплуатируется с 1963-го. Сейчас здесь добывается около 29—30 миллионов тонн сильвинитовой руды в год. Для обеспечения стабильного функционирования "Беларуськалия" на длительную перспективу в дальнейшем потребуется детальная разведка Октябрьского или Петриковского месторождений калийных солей.

Кроме того, наша страна располагает практически неограниченными запасами каменной соли в пределах Старобинского, Давыдовского и Мозырского месторождений.

Железные аргументы

В Беларуси развито металлургическое производство, однако работает оно в основном на импортном сырье. Свою железную руду мы не добываем. Но ситуация может измениться. Уже завершена предварительная разведка Околовского месторождения железистых кварцитов, которое расположено в Минской области. В стадии предварительной разведки находится Новоселковское месторождение титано-магнетитовых руд (Гродненская область). В них имеются промышленное содержание титана и ванадия.

— Одним из важнейших металлов современной индустрии является алюминий, — подчеркнул Андрей Ковхуто. — По масштабам производства и потребления он занимает второе место после железа. До недавнего времени единственным сырьем для алюминиевой промышленности были бокситы — руды, состоящие в основном из гидроокислов алюминия, а также оксидов и гидрооксидов железа и глинистых минералов. Ограниченность запасов бокситов привела к необходимости использовать для получения алюминия новые месторождения нетрадиционного глиноземного сырья: алунитов, нефелинов, давсонитов. В Беларуси выявлены залежи давсонитовых руд.

В поисках золотой жилы

Железорудные месторождения разрабатываются комплексно — в них могут быть обнаружены и благородные металлы, а сопутствующая порода использоваться для производства синтетических волокон.

— Андрей Марленович, заблестит ли белорусское золото?

— Золото в Беларуси пока не добывается. Но по результатам выполненных работ установлено присутствие этого благородного металла в разрабатываемых месторождениях    песчано-гравийного материала и продуктах его переработки, в палеогеновых отложениях юга Беларуси, в калийных и железных рудах. Так что целесообразно продолжать поиск промышленных месторождений благородных металлов в коренном залегании и переотложенном виде.

— Я так понимаю, что золото можно найти даже в цветочном горшке — микроскопическое количество. Вот только чтобы добыть его, надо будет затратить намного больше средств, чем оно само будет стоить…

— Совершенно верно. Поэтому предстоит также оценить рентабельность попутного извлечения золота, платины и серебра при разработке рудных полезных ископаемых и месторождений песчано-гравийного материала.

По алмазному следу

— Андрей Марленович, а "небо в алмазах" мы увидим?

Существующая мировая система критериев регионального прогнозирования месторождений алмазов позволила выделить на территории Беларуси ряд перспективных районов для поисков коренных месторождений алмазов. Эти районы занимают около 40 процентов площади республики и находятся в основном на севере и востоке Беларуси.

Коренные месторождения алмазов образуют специфические геологические структуры — так называемые трубки взрыва, которые заполнены горными породами, вмещающими алмазы, — кимберлитами. Трубки обычно не выходят на земную поверхность, а их диаметры редко превышают 500—700 метров. Поэтому поиски таких трубок, тем более с алмазами, непростое дело. Поскольку кимберлиты обычно обладают повышенными магнитными свойствами, основным методом поиска трубок взрыва является аэромагнитная съемка. С ее помощью выделяются специфические магнитные аномалии, которые затем "вскрываются" буровыми скважинами. Добытая порода тщательно исследуется на предмет наличия в ней сопутствующих алмазам минералов и самих алмазов. Сейчас аэромагнитной съемкой охвачено около 50 процентов так называемой перспективной площади. Уже выявлены 33 трубки взрыва, породы которых исследованы на алмазоносность. В ряде случаев обнаружены зерна мелких алмазов, а также минералы, сопутствующие алмазам в месторождениях России. Это подтверждает возможность выявления в нашей стране промышленных месторождений. Поиски продолжаются.

Все уже "запрограммировано"

Нашу "экскурсию" в недра земли белорусской мы провели, что называется, по сокращенной программе. Ведь на территории нашей страны выявлено немало других месторождений полезных ископаемых, в частности гипса, доломита, сапропелей, фосфоритов, силицитов. Республика располагает достаточно мощной сырьевой базой для производства строительных материалов. Геологи ищут не только железную руду, золото и алмазы, но и, например, янтарь — пока он обнаружен в небольших количествах в Брестской области.

Приоритетные направления поиска, разведки и подготовки к промышленному освоению новых месторождений определены Государственной программой геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Беларуси на 2006—2010 годы и на период до 2020 года. Она уже утверждена постановлением Совета Министров. Есть в этом документе и раздел, касающийся материально-технического обеспечения. Ведь большая часть оборудования значительно изношена или морально устарела. Но это уже отдельная тема.

Виктор КУКЛОВ, "Народная газета"