Германской компании Wintershall первой из иностранных фирм удалось получить разрешение на добычу газа в России. И теперь немецкие вахтовики привыкают к российскому Северу.
Одно из подразделений концерна BASF, компания Wintershall подписала договор с «Газпромом» на право разработки нового газового месторождения восточней Нового Уренгоя. По предварительным оценкам экспертов запасов газа хватит, чтобы в течение 5 лет полностью обеспечить им всю Германию.
У российского газового монополиста, в принципе, нет другого выхода, кроме как делиться. Ведь новые месторождения залегают на глубине более 4000 метров, «выманить» их из-под земли можно только солидными инвестициями, западными технологиями и оборудованием, которого у России пока нет.
15 немецких газовиков привыкают к вахтовой системе в Новом Уренгое. Пока в качестве разминки они помогают в разработке некогда гигантского, а сейчас практически «заглохшего» месторождения, в котором газ остался на большой глубине и под высоким давлением.
4 часа отделяют Москву и «затерянный мир» за Полярным кругом. Мир, в котором государственный флаг – это флаг российского монополиста «Газпром». Маленькие новоуренгойцы ходят в газпромовские садики, старшие – в школы «от концерна». Их родители день ото дня покидают розовые и светло-голубые панельные опять же газпромовские многоэтажки, стоящие на улицах, прямотой напоминающие американские, движутся на север к буровым и насосным станциям «Газпрома». Зимой их подгоняют полярные метели и сорокоградусные морозы, летом – тучи москитов.
Those were the days…
Своим рождением Новый Уренгой обязан газу. В 1961 году советские геологи обнаружили на глубине 1200 – 1500 метров самое крупное газовое месторождение в мире, по объему превосходящее все американские запасы газа вместе взятые.
Советская пропаганда поспешила окрестить находку «Жемчужиной планеты». 22 сентября 1973 года рядом с первым жилым бараком строители забили колышек с табличкой «Новый Уренгой». В 1975 году, когда газовики завершили бурение первой эксплуатационной скважины, Новый Уренгой получил статус поселка, а через пять лет стал городом.
Сегодня на этом месте – «газовая столица» России со стотысячным населением. Назвать романтическими условия, в которых живут и работают российские газовики, может только человек, ни разу там не бывавший. Солнце не показывается на горизонте до пяти месяцев в году. Зимой здесь никогда не бывает по-настоящему светло, а летом – по-настоящему темно. Весна начинается в июне. Воздух беден кислородом – в его „добыче“ карликовые березы уступают своим раскидистым среднероссийским собратьями.
Что ищет он в краю далеком…
Несмотря на суровые природные условия, представители иностранных концернов регулярно зондируют «почву» в Новом Уренгое. Цены на рынках растут, мировые запасы газа уменьшаются, а спрос на него постоянно увеличивается. В Германии каждая вторая квартира отапливается при помощи газа, а в три четверти новых домов встраивается газовое отопление. Около 35 процентов германского газа поступает из России, на долю которой приходится четверть мировых запасов.
В самой Германии не все довольны новой сделкой. Германская фирма E.ON Ruhrgas, прямой конкурент Wintershall, давно присматривалась к этому месторождению и даже подписала предварительный договор. Но «Газпром» решил, в конце концов, в пользу Wintershall.
E.ON Ruhrgas, правда, не отступает,его топ-менеджмент по-прежнему серьезно настроен на Россию. Но не мошкара и не романтика полярных ночей привлекают немцев. Они уверены, что сибирские просторы таят в себе еще не мало «жемчужин».
DW-WORLD.DE
Немецкая волна